172
связанную с природой и погруженную в нее, как социальные су-
щества, мы проводим жизнь «как если бы». Перлз считает эту
проблему связанной с различием между и несовместимостью ме-
жду самоактуализацией и актуализацией образа себя. Самоактуа-
лизация или аутентичность (подлинность существования) проти-
вопоставляется им суетности.
«Нет орла, желающего стать слоном, нет слона, желаю-
щего стать орлом. Они «принимают» себя, они принимают
свою «самость». Нет, они даже не принимают себя, так как это
может означать возможность неприятия. Они принимают себя как
чтото само собой разумеющееся, это не может подразумевать
возможность другости. Они есть то, что они есть» пишет Перлз.
Люди пытаются стать тем, чем они не являются. Люди «имеют
идеалы, которые не могут быть достигнуты, стремятся к совер-
шенству, чтобы спастись от критики, открывая дорогу к беско-
нечной умственной пытке... Психосоматические симптомы, отчая-
ние, усталость и компульсивное поведение заменяют радость бы-
тия» (199).
Именно в дихотомии души и тела видит Перлз тот глубо-
кий раскол, который настолько укоренился в нашей культуре, что
уже давно воспринимается как нечто само собой разумеющееся.
Именно в этой фрагментации видит он основу конфликта, трево-
жащего человечество.
Нарушение аутентичности проблема общечеловеческая и
только вера в свою избранность, в то, что все это не зря и не да-
ром, помогает человеку терпеть тяготы существования в мире,
где мы, по сути, чужие.
По словам К.ЛевиСтроса, тотем в тотемической системе
предстает уже не как естественный феномен, а как орудие мысли.
То тем не только орудие мысли, тотем орудие и предмет созна-
ния, так для нарушения аутентичности феномен сознания совер-
шенно необходим.
Мышление и сознание результат развития функциональ-
ных возможностей центральной нервной системы за считанные
тысячелетия сделали человека сиротой на Земле. И как детишки в
детских домах придумывают себе бесконечные истории о далеких
и любящих их родителях, так и древний человек, осознавая свое
|