173
сиротство, стал создавать бесчисленные мифы и легенды о своем
кровном родстве с Природой.
Тотемизм это один из первых симптомов начинающегося
раскола человеческого бытия, признак нарушения аутентично-
сти и стремление с целью психологической защиты идентифици-
ровать себя с кемто или чемто, кем и чем человек не является.
Дюркгейм в свое время рассматривал тотем как наиболее
фундаментальное религиозное явление и в этом отношении он
был несомненно прав. Тотемизм как острое желание идентифици-
ровать себя с чемто внешним в той или иной форме симптомати-
чен для всех мировых религий, иначе как бы мы могли объяснить
себе заявления подавляющего большинства человечества, что «я
из рода Бога!», «я создан по образу и подобию Божьему», «во мне
Дух Божий» и тому подобные детдомовские фантазии.
5
Проблемы, связанные с кризисом аутентичности, существу-
ют уже не одну тысячу лет.
Одна из мировых религий буддизм, целиком и полностью
возникла из осознания необратимости и непоправимости онтоге-
нетической динамики личностного бытия. Кризис аутентичности,
пережитый в молодости Буддой, привел к разработке путей «бег-
ства» от череды рождений и смертей.
Молодой царевич Сиддхартха из рода Гуатама племени
Шакьев, достигнув юности, решил выйти из дворца и совершить
путешествие по городу в своей колеснице. В этот момент Бог
Дэва, внезапно является на его пути в облике дряхлого старика.
И в тот же миг, как повествует Ашвагхоша в «Жизни Будды»:
.... царевич, видя старца,
Страх тревоги ощутил.
И он спрашивает возницу, что за странный человек ковы-
ляет вдоль дороги, что с ним случилось:
Иль он высох вдруг от зноя?
Иль таким он был рожден?
Преодолевая затруднение, с помощью Дэва, то есть сло-
вами Бога, возница отвечает молодому принцу:
«Вид его иным был видом,
Пламень жизни в нем иссяк,
|