179
логи, резко усилили интернальность личности, нарушили ее ло-
кусконтроль и привели к смене каузальной атрибуции в сторону
ее личностной направленности.
Человек стал сам отвечать за свое поведение, увеличение
возможностей породило желания, желания породили притяза-
ния, притязания породили надежду, а надежда, хоть и умирает
последней, но все же рано или поздно умирает. Крушение же на-
дежды в той ситуации, когда возможно отнести сей феномен на
свой счет, делает возможным самообвинение.
Постараемся рассмотреть, каким образом кризис аутентич-
ности проявляется в жизни практически каждого человека.
Основной кризис аутентичности связан с окончанием био-
логического созревания, которое у человеческого индивида на-
ступает в районе двадцати лет. Он жестко связан с прекращением
индивидуального созревания и роста. Биологическое развитие
окончено, наступает период зрелости, стабилизации, нормализа-
ции на какомто определенном уровне основных процессов об-
мена, процессов анаболизма и катаболизма с постепенным сни-
жением общего энергетического потенциала и жизнеспособности
организма. То есть, с биологической точки зрения начинается ста-
рение. Организм в целом уже не развивается, возможно дальней-
шее развитие и появление какихлибо новых подсистем, но уже
нет того процесса глобального развертывания, который свойст-
венен растущему организму.
Такой более или менее резкий перелом в направленности
индивидуального существования не может не пройти незамечен-
ным на психологическом уровне. В процесс роста, созревания вы-
рабатываются достаточно устойчивые стереотипы ментальной
деятельности, которые ориентированы в направлении постоянного
прироста психической активности, работоспособности, адапатив-
ности. Если происходят какиелибо резкие сдвиги и колебания
по типу пубертатных кризов, резкого усиления роста организма,
то избыточность энергетического обеспечения растущего орга-
низма приводит к легкой психологической адаптации и перера-
ботке этой дополнительной информации. Заболеваемость невро-
зами в период пубертата чрезвычайно низка, и это даже вызыва-
ет удивление. Например, А. Е. Личко (1985) пытается объяснить
|