184
лый», «славный», «вполне заслуживающий уважения», он честен,
порядочен, но ограничен рамками общих ценностей, его больше
беспокоит соответствие своего поведения общепринятым нормам,
чем собственным желаниям и побуждениям. Да их и не возникает
у него. Вся жизнь его расписана и запланирована на много лет
вперед служба, женитьба на Лотте, и он не понимает совершенно
противоположного ему по складу характера Вертера. Он не одоб-
ряет индивидуализм Вертера, так как в каждом поступке Альбера
интересует именно то, как на это посмотрят окружающие. Альбер
идентичен и аутентичен.
Однажды Вертер перед прогулкой верхом в горы зашел к
Альберу, и на глаза ему попались висящие на стене пистолеты.
Шутки ради он внезапным движением прижимает дуло пистолета
ко лбу.
Фу! К чему это? Даже представить себе не могу, как это
человек способен дойти до такого безумия, чтобы застрелиться;
сама мысль противна мне, возмущается Альбер.
Странный вы народ, отвечает ему Вертер. Для всего у
вас готовы определения: то безумно, то умно, это хорошо, то
плохо! А какой во всем этом смысл? Разве вы вникли во внутрен-
ние причины данного поступка? Можете вы с точностью просле-
дить ход событий, которые привели, должны были привести к не-
му? Если бы взяли на себя этот труд, ваши суждения были бы не
так опрометчивы.
Но примитивная личность и общество примитивных лично-
стей и раньше, и сейчас редко когда дает себе труд вникнуть во
внутренние психологические переживания конкретного человека.
Экономически выгоднее и проще мыслить и действовать по раз и
навсегда выработанным правилам, не задумываясь, какой в этом
смысл. Это не должно звучать как осуждение или упрек общество
не может функционировать иначе.
В одном из самых лучших и самых малоизвестных романов
20го века «Человек без свойств» Роберт Музиль блестяще описы-
вает острый кризис аутентичности, связанный с остановкой лич-
ностного развития, и процесс его преодоления на примере Валь-
тера друга главного героя Ульриха.
|