19
грамированы ли старость и смерть в геноме, или наша программа
устроена так, что мы интересуем природу только до достижения
половозрелого возраста. Какова степень генетической детерми-
нации матриц перцептивных, когнитивных, мнестических и дру-
гих психических функций?
Предполагают и почти доказано, что развитие живой сис-
темы идет подобно цепной реакции, в которой каждый шаг обу-
словлен предыдущим и в свою очередь определяет последующий.
Но какова тогда термодинамика этой цепной реакции? Почему с
такой настойчивостью на протяжении миллионов лет живая при-
рода стремится противодействовать второму закону термодина-
мики? На все эти вопросы еще только предстоит ответить.
2
Я же несколько раз использовали термин «онтогенез» и не
могу двигаться далее, не оговорив смысла, который буду вклады-
вать в это понятие. Я не могу обойти очень важную проблему, свя-
занную с бытием человеческого организма, с индивидуальным
бытием, с личностным бытием, поскольку на этом завязана вся
дальнейшая смысловая динамика книги. Нас будет интересовать
весь цикл человеческой жизни: рождение, созревание, зрелость,
увядание и смерть. Еще более нас будет интересовать цикл лич-
ностного бытия: становление, созревание, регресс, инволюция и
распад личности. Мне хотелось бы подчеркнуть, что такие явле-
ния, как регресс личности или инволюция личности, я буду рас-
сматривать не как патологические, а как нормальные и обязатель-
ные явления в жизни каждого человека.
Как правильно назвать, чтобы не быть неверно истолкован-
ным, весь цикл человеческого бытия? К. Г. Юнг в свое время пре-
дупреждал, что «мы обязательно должны определять, что имеем в
виду, когда употребляем тот или иной термин, иначе мы будем
говорить на непонятном языке; и психология особенно страдает от
этого»(172).
Самое подходящее и точное, но в то же время и самое об-
манчивое, коварное, вводящее в заблуждение, извращенное «до на-
оборот», а потому и самое страшное для нас слово это «разви-
тие». «Развитие» это великолепный термин, если трактовать его
|