195
точной способности адаптироваться к повседневным запросам
нормального социального окружения».
Между умственной отсталостью и «общим уровнем» нет
резкого разрыва. Главным критерием выступает неспособность
малоумной личности, в отличие от примитивной, адекватно и са-
мостоятельно функционировать в наличной системе социальных
отношений.
Для умственной отсталости, в отличие от других рас-
стройств психической деятельности, сравнительно сложно разра-
ботать детализированные клинические диагностические критерии.
Это связывают с тем, что две основные характеристики умствен-
ной отсталости, благодаря которым она обнаруживается, а именно
низкие когнитивные способности и сниженное социальное функ-
ционирование, в большой мере зависят от социальных и культур-
ных влияний и норм.
Адекватное общепринятым нормам поведение у малоумной
личности нарушено всегда, но как подчеркивается «в защищенных
социальных условиях, где обеспечена поддержка, это нарушение
у больных с легкой степенью умственной отсталости может со-
всем не иметь явного характера» (63).
Равным образом и креативная личность, особенно с лег-
кой степенью умственной одаренности в «социально защищенных
условиях», при поддержке, может вполне сносно функционировать
в нормальном социальном смысле. При отсутствии такой под-
держки и заботы и при высокой степени умственной одаренно-
сти креативная личность всегда имеет шанс умереть и в нищете и
в одиночестве. За примерами, как я полагаю, далеко ходить не
надо.
4
Олигофрения, как справедливо указывают отечественные
психиатры, является прежде всего аномалией личности, обу-
словленной наследственной или врожденной неполноценностью
мозга или поражением его на ранних (до трех лет) этапах онтоге-
неза (64). В соответствии с принятой в нашей стране, и сохра-
ненной в МКБ 10го пересмотра, классификацией принято разли-
чать в рамках олигофрении глубокую умственную отсталость
|