196
(идиотию), при которой полностью отсутствует способность ас-
симилировать информацию, отсутствует мышление и речь, спо-
собность узнавать окружающие предметы и людей, усваивать про-
стейшие навыки самообслуживания; умеренную умственную от-
сталость (имбецильность), при которой появляется рудиментарное
мышление и понятия, возможно выработать несложные условные
рефлексы навыки опрятности и самообслуживания, имеется
эмоциональная реакция по отношению к окружающим и легкую
умственную отсталость (дебильность), основным признаком кото-
рой является недоразвитие абстрактного мышления, неспособ-
ность к полноценному отвлечению и обобщению предметов и яв-
лений действительности, особенно наглядно проявляющуюся в
период школьного обучения. Олигофрены в степени дебильности
не способны обучаться в массовой школе и приобретать специ-
альные профессиональные навыки.
Блейлер считал, что олигофрения отличается от всех дру-
гих душевных болезней тем, что вследствие недостаточного ус-
воения опытного материала у них в детстве образуются скудные
и ненадежные представления и понятия, а с другой стороны тем,
что с имеющимся опытным материалом они не в состоянии дос-
таточно оперировать вследствие того же наличия убожества в ас-
социативных связях. Он же совершенно справедливо указывал,
что «олигофрения... не отграничивается точно от нормы, посте-
пенным переходом служит дебильность, ограниченность или глу-
пость. Да и внутри этой группы имеются лишь постепенные
переходы в области психики» (138).
Он называл идиотией низкий уровень интеллекта, приво-
дящий к полной социальной непригодности, а имбецильностью
состояние, которое позволяет, «до известной степени передви-
гаться в человеческом обществе и иногда даже совершать настоя-
щую работу. Дебильный ум дает возможность в чрезвычайно про-
стой обстановке существовать самостоятельно, но немедленно
терпит крушение, как только к нему предъявляют даже средние
требования. Дебильность представляет, таким образом, по мне-
нию Блейлера, промежуточную форму между здоровьем и болез-
нью».
|