202
собность последних достаточно адекватно усваивать необходи-
мый минимальный запас общеобразовательных знаний, овладе-
вать профессиональными навыками и, в общем плане, достаточно
адекватно без посторонней помощи адаптироваться к жизни. Они
вполне трудоспособны и как писал Музиль «есть тысячи профес-
сий, в которые люди уходят целиком; там весь их ум. Если же по-
требовать от них чегото вообще человеческого и общего всем,
то остаются, собственно, три вещи глупость, деньги или, в луч-
шем случае, слабые воспоминания о религии» (192).
Да, такие люди лишены духовных запросов, они бесплод-
ны в плане инициативы и творчества, они консервативны, дер-
жатся за старое, боятся всего нового, внушаемы, легковерны,
шаблонны и банальны (все это и составляет суть примитивной
личности), но с другой стороны, их знаний и навыков вполне хва-
тает для адекватного приспособления к жизни, они получают
общее образование, профессию, создают нормальную семью и
проживают нормальную жизнь.
Поэтому примитивная личность это не только не патоло-
гия, но и не какойто суррогат личности или недоразвитая, де-
фектная, неполноценная, не достигшая своей полной актуализа-
ции личность. Это абсолютно нормальная, здоровая, законченная
в своей исполненности, актуализированная личность, в основе
своей имеющая процесс нормального завершения онтогенетиче-
ского индивидуального созревания.
При этом существенное снижение энергетического потен-
циала индивида, и, как следствие, снижение адаптационных ре-
сурсов личности, пластичности психических процессов, нельзя
даже назвать ранним. То, что подобный процесс происходит у по-
давляющего большинства людей в возрасте 2025 лет говорит о
том, что это никакое не раннее снижение, а как раз нормальное,
биологически предопределенное снижение, такое же нормальное
и необратимое, как и весь процесс старения.
Ранним его можно называть лишь в том отношении, что в
популяции мы имеем незначительную часть особей, чье личност-
ное развитие и духовный рост продолжаются существенно дольше,
нежели в массе. Но, сравнивая количество примитивных и
креативных личностей, сравнивая особенности их
психосоциального функционирования мы приходим к выводу,
|