203
функционирования мы приходим к выводу, что к области «не
нормы», девиации следует отнести как раз креативную личность, а
не примитивную.
Если сообщество примитивных личностей вполне жизне-
способно, исходя из собственных потенций, то креативная лич-
ность по большому счету, исходя из самой себя, существовать не
может. Она в какомто смысле паразитирует на социальном ор-
ганизме, который обеспечивает креативной личности возмож-
ность так называемой надситуативной деятельности, то есть той
деятельности, которая никоим образом не вытекает из насущных
потребностей данной ситуации. На этот счет существует удиви-
тельно меткое высказывание, что научная деятельность есть
удовлетворение личного любопытства за государственный счет.
Тот, кто это впервые сказал, замечательно точно подметил сущ-
ность креативной деятельности.
7
Описать законы функционирования примитивной личности
и мира примитивных личностей чрезвычайно сложно, поскольку
слишком велики и разнообразны эти феномены. Не следует ду-
мать, что существование примитивной личности просто и легко
поддается изучению. Термин «примитивная» не должен вводить в
заблуждение.
Намного проще понять законы функционирования креа-
тивной личности, потому что человек, который посвятит себя этой
задаче имеет возможность быть и вне и внутри феномена. По от-
ношению к миру примитивных личностей ученый всегда будет
находиться вне феномена. Принципиально невозможно быть при-
митивной личностью и креативной личностью одновременно. Од-
нако изучать феномен примитивной личности и законы сущест-
вующего мира примитивных личностей крайне необходимо.
Главная ошибка всей современной психологии по моему
мнению заключается в том, что отсутствует понимание того, что
примитивная личность и креативная личность представляют со-
бой два различных феномена. Напротив, общераспространенным
подходом к проблеме личности (особенно в гуманистической
психологии) является тот, в котором особенности личностного
|