204
функционирования креативной личности рассматриваются как
эталон полной актуализации онтологической сущности человека,
а экзистенция примитивной личности рассматривается как пример
неполной актуализации в силу ряда обстоятельств (например, не-
правильного обучения, неправильной социализации или невроти-
ческого состояния).
Недооценка кардинальных различий между примитивной и
креативной личностью приводит также к затруднениям в понима-
нии и трактовке социологическими и историческими дисципли-
нами динамики многих исторических, политических и экономиче-
ских процессов.
История человечества, которое состоит преимущественно
из примитивных личностей это история бытия примитивных
личностей. Историю самой своей жизнью осуществляют прими-
тивные личности, по природе своей социальные и во всех соци-
альных процессах участие принимающие. Креативную личность в
строй не поставишь, на демонстрацию не выгонишь и в светлое
будущее, заманивая сладким пряником, не поведешь. Как пра-
вильно удивлялся тот генерал: если все эти ученые умные такие,
чего же они строем не ходят. Креативная личность принципиально
асоциальна и в какомто смысле внеисторична. Мир креативных
личностей существует в некотором смысле в другом измерении,
параллельно существующему миру примитивных личностей.
Для креативной личности точка зрения Платона, который жил ты-
сячи лет тому назад, по тому или иному вопросу имеет большее
значение, чем мнение 95 процентов его современников. Креатив-
ные личности живут в своем мире, радуются своим креативным
радостям и печалятся своим, недоступным и непонятным боль-
шинству людей, креативным горестям.
Точка зрения, что креативные личности представляют со-
бой авангард человечества, источник прогресса человечества,
чрезвычайно наивна и смешна. Креативная личность никак не мо-
жет являться источником прогресса человечества, даже если у нее
к тому и появится вдруг стремление. Креативная личность может
создавать красивые утопии и проекты, но поскольку все они
полностью оторваны от реального бытия примитивного мира,
они по большей части остаются на бумаге, и слава богу.
|