213
совсем маленький запас прочности, чтобы пережить внезапный
шок от ареста. Их самосознание покоилось на уверенности в своем
социальном статусе, на престижности профессии, надежности
семьи и некоторых других факторах...
Почти все эти люди после ареста утратили важные для
своего класса ценности и типичные черты, например самоуваже-
ние, понимание того, что «прилично», а что нет, и т.д. Они вдруг
стали совершенно беспомощными и тогда вылезли наружу все
отрицательные черты, характерные для этого класса: мелочность,
склочность, самовлюбленность. Многие из них страдали от де-
прессии и отсутствия отдыха и без конца хныкали. Другие пре-
вратились в жуликов и обкрадывали своих товарищей по камере
(обмануть эсесовца было делом почетным, а вот обкрасть своего
считалось позором). Казалось, они утратили способность жить по
своему собственному образу и подобию, а старались ориентиро-
ваться на заключенных из других групп. Некоторые стали подра-
жать уголовникам». (156).
10
Шарлотта Бюлер в схеме периодизации жизненного пути
личности описывает четыре сосуществующих базисных тенден-
ции: удовлетворение потребностей, адаптивное самоограничение,
творческая экспансия и установление внутренней гармонии.
Но адаптивное самоограничение и творческая экспансия ни
в коем случае не могут быть сосуществующими тенденциями. Ус-
тановление внутренней гармонии различно для примитивной и
креативной личности: для примитивной личности это удовле-
творение потребностей и адаптивное самоограничение, а для
креативной удовлетворение потребностей и творческая экспан-
сия. Для первой это позволяет сохранять энергию, а для второй
тратить.
В этом отношении примитивная и креативная личность ни-
когда не поймут друг друга. Поведение представителей другой
группы будет всегда восприниматься по меньшей мере как стран-
ное. Они не смогут понять друг друга так же как люди, которые
не имеют денег, не могут понять проблем людей, которые не
знают, куда эти деньги потратить.
|