215
смутно вспоминают они уже юность, когда в них было чтото
вроде силы противодействия. Эта другая сила копошится и ере-
пенится, она никак не хочет угомониться и вызывает бурю бес-
цельных попыток бегства; насмешливость юности, ее бунт про-
тив существующего, готовность юности ко всему, что героично, к
самопожертвованию и преступлению, ее пылкая серьезность и ее
непостоянство все это ничто иное, как ее попытка бегства»
(192).
Большинство людей и после 30 лет еще лелеют иллюзии,
что они могут завтра проснуться и чтото изменить в своей жиз-
ни, что они еще молоды и у них все впереди, что предыдущая
жизнь это только увертюра к большой и многоактной опере. Это,
как мы понимаем, не так, и вся социальная система устроена та-
ким образом, что даже если примитивная личность и осознает в
определенный момент, что ее обманули, общество всей своей ма-
хиной засосет и проглотит ее последний вопль. «Одна и та же
идиотская участь постигает миллионы и миллионы. Существова-
ние как таковое, монотонное само по себе,.. сведено централизо-
ванным Государством к однообразной суровости.» писал Брод-
ский (29).
Феномен остановки и инволюции человеческой личности
настолько заметен, он настолько ярок, что у многих психологов
возникает иллюзия, что имеет место какоето внешнее вмешатель-
ство. Весь процесс остановки рассматривается как ошибка, как
артефакт. И никакие факты, указывающие на тотальность этого
процесса, не помогают большинству ученых отказаться от со-
блазнительной идеи вмешаться в этот нормальный ход вещей и не
дать заснуть «засыпающей красавице».
Больше всех в этом отношении достается педагогам и обра-
зовательной системе. Именно бедных учителей, в первую оче-
редь, безо всяких на то оснований обвиняют в подавлении твор-
ческого потенциала в своих учениках. Более того, их даже умуд-
ряются обвинять в увеличении количества олигофренов фено-
мене, связанном с генетическими поломками и вредностями, воз-
действующими на организм до трехлетнего возраста, то есть когда
о школе никакой речи идти еще не может. «Почему же, переступив
порог школы, дети утрачивают потенциально присущие им твор-
|