216
ческие способности? удивляется физиолог Аршавский, Почему,
как это уже неоднократно указывалось, школа является фактором
отупения детей, фактором не развития, а, напротив, задержки их
интеллектуального (духовного) развития и, более того, фактором
риска для таких заболеваний, как неврозы и даже дебильность»
(16).
Французский поэт Поль Валери, вспоминая учебу в школе
пишет, что нередко «первым учеником» был подросток, доволь-
ствующийся уже пережеванной пищей, которой кормили его учи-
теля. И если ему не везло и он не встречал среди них какого-
нибудь Сократа, который не соглашался обучать его «законченным
истинам», он подвергался серьезной опасности погрузиться в сон
и совсем молодым приобщиться к сонму покойников («духовных
покойников»).
Вот типичный пример широко распространенного заблуж-
дения, даже двух заблуждений: вопервых Валери, как и другие
считает, что это учителя и школа «губят» психику ученика, и во
вторых полагает, что встреча с настоящим учителем может что
либо изменить. Только ведь давно уже было мудро сказано, что не
учитель находит ученика, а ученик находит учителя.
Какое бы направление в психологии мы не рассмотрели, в
любом из них мы найдем элементы непонимания реального по-
ложения вещей. Например, представители критической психоло-
гии (К. Хольцкамп, П. Кайлер, К. Х. Браун и др.), оперируют поня-
тием «способность к действию», или способностью индивида,
благодаря его участию в жизни общества, контролировать свои
собственные условия жизни и распоряжаться ими. Развитие этой
способности якобы имеет две альтернативные возможности (оп-
ределяемые социальными условиями и местом индивида в обще-
стве):
1) ограниченное развитие, когда индивид приспосабливается
к существующим условиям и подавляет свои «истинные» инте-
ресы, используя средства психологической защиты от неудовле-
творенности, дискомфорта и т.п.;
2) полное развитие, когда индивид осознает свои собствен-
ные потребности и борется за коренное улучшение условий жизни,
|