217
свободно развивая при этом свои «сущностные силы». Все
психические процессы рассматриваются как аспекты этой
способности.
В области мышления они выделяют дихотомию «толко-
вания» (обыденное мышление со свойственными ему фетишиз-
мом, упрощениями, персонификациями и т.п.) и «понимания»
(проникновение в сущность вещей), в области восприятия в
противопоставлении «неадекватного (иллюзорного) восприятия
действительности и адекватного ее восприятия». Задачей педаго-
гики и психокоррекционной работы мыслится воспитание такой
личности, которая могла бы мыслить и действовать самостоя-
тельно, что предполагает активное ее участие в общественной
жизни вплоть до противодействия господствующим обществен-
ным отношениям (если они не способствуют положительному са-
моосуществлению индивидов) и борьбы за их уничтожение.
При этом воспитание, обучение и даже психотерапия мыс-
лится как средство, которое поможет большему количеству людей
«наиболее успешно перейти от ограниченного развития к полно-
му развитию».
Нельзя трактовать развитие примитивной личности как не-
полное, а тем более пытаться перевести его на некий более выс-
ший уровень, так как процесс остановки психического развития
во многом не зависит от усилий психотерапевта или педагога, а
усилия в этом направлении могут привести только к осознанию
человеком дисгармонии между потенциально возможными в
обществе духовными вершинами и его собственными реальны-
ми возможностями. При этом такая «психотерапия» приведет не
к улучшению, а к ухудшению психического состояния, не к
снятию тревоги, а к ее увеличению. Такая психотерапия может
привести человека к потере тех примитивных способов защиты от
тревоги, которые существуют на его уровне личностного разви-
тия, но не приведет к овладению способами высшей защиты.
Нельзя давать человеку возможность осознать неправиль-
ность собственного существования наглядный пример тому ка-
тастрофические явления, наблюдаемые в более просто организо-
ванных сообществах, сталкивающихся на своем историческом пу-
ти с более высокоорганизованными цивилизациями. Эти контак-
ты редко приводят к тому, что более примитивное сообщество,
|