218
сохраняя свои основные черты и самобытность, переходит на ка-
който более высокий уровень существования. Напротив нараста-
ет уровень тревожности, усиливается алкоголизация, распадают-
ся привычные социальные институты, и в том числе утрачиваются
отработанные схемы защиты личности.
Роберт Музиль, который как и Достоевский, Джойс, Кафка,
Пруст помогает нам понять человека лучше, чем любое руково-
дство по психологии, писал: «У каждого есть свой внутренний
размер, но одежду этого размера он может носить любую, какую
ни подкинет судьба... в ходе времени обыкновенные и неличные
мысли сами собой усиливаются, а необыкновенные пропадают,
отчего почти каждый автоматически становиться все посредст-
веннее, то вот и объяснение, почему, несмотря на тысячи возмож-
ностей, нам какбудто открытых, обыкновенный человек и правда
обыкновенен» (192).
10
Описание психологии примитивной личности и социаль-
ных законов функционирования сообщества примитивных лич-
ностей можно продолжать до бесконечности, но если вы поняли
суть, я не буду на этом задерживаться. СалтыковЩедрин, Досто-
евский, Чехов, Зощенко, Булгаков (если говорить лишь о рос-
сийских писателях) сделали все это до меня и лучше меня.
Я же хочу только подчеркнуть, что вся психология и социо-
логия любого общества по своей сути примитивна и нормальна.
Примитивные личности составляют девяносто пять процентов
любого общества и их психология определяет психологию об-
щества. Какой смысл эту психологию осуждать?
«Индивид живет в обществе, которое снабжает его гото-
выми моделями мышления и поведения, эти стереотипы создают
у человека иллюзию смысла жизни. пишет Фромм, Так, напри-
мер, считается, что если человек «сам зарабатывает себе на
хлеб», кормит семью, является хорошим гражданином, потреби-
телем товаров и развлечений, то его жизнь полна смысла. И хо-
тя такие представления в сознании большинства людей сидят
очень крепко, справедливо отмечает он, они все же не имеют
для них настоящего значения и не могут восполнить отсутствие
|