22
В восточной культуре, мудрость которой достигла своего
расцвета в те времена, когда многие народы еще жили в лесах,
существует понятие «дао» обычно непереводимое, но несущее
в своем содержании именно динамическую, какуюто вне лично-
сти лежащую силу, определяющую судьбу человека. Однако этот
термин чрезмерно глубок, чтобы называть «даопсихологией» тот
раздел психологии, который всего лишь концентрирует свое вни-
мание на биологической, онтогенетической обусловленности
динамики личностного бытия.
3
Находясь в таком положении, я буду пользоваться терми-
ном «онтогенез» за неимением лучшего, а не потому, что этот
термин лучший. Достаточно сказать, что в настоящее время в
научной литературе отсутствует четкая трактовка термина «онто-
генез», чтобы понять, насколько трудно работать с термином, в
который одни ученые вкладывают только первую половину жизни
человека, другие всю жизнь, а третьи периодически меняют
свою точку зрения.
Термин «онтогенез» ввел в биологию Haeckell в конце де-
вятнадцатого века. Он обозначил им развитие особи (ontos суще-
ство, особь; generis развитие, возникновение) от стадии оплодо-
творенного яйца до завершения процессов рекапитуляции или
повторения предшествующего филогенетического развития. Био-
генентический закон Геккеля гласит: «Развитие зародыша (онто-
генез) есть сжатое и сокращенное повторение развития рода (фи-
логенез)...». Аналогичной закон в отношении психической дея-
тельности в последующем сформулировал Фрейд, который утвер-
ждал, что душевное развитие отдельного человека повторяет весь
ход развития человечества.
Если Геккель в понятие онтогенеза вкладывал только пер-
вую половину жизни живого существа до момента достижения
биологической зрелости, то в дальнейшем в понятие «онтогенез»
стали включать не только молодость, но и зрелость
(А.Н.Северцов, 1939, 1945), а в настоящее время часть ученых по-
нимают под онтогенезом весь цикл индивидуального развития,
включая старческий возраст (Sedgwicek, 1910; С. Г. Крыжановский,
|