23
1939; А. В. Нагорный, 1963; Фролькис, 1970, 1978; И. А. Аршав-
ский, 1967, 1975), а часть продолжают оставаться на позициях,
предложенных А. Н. Северцовым.
При этом, некоторые из ученых периодически меняют свою
точку зрения, как, например, И. А. Аршавский, который сначала
включал в понятие онтогенеза период зрелости и старость, а в
последующем изменил свою точку зрения и стал считать, что
целесообразно вкладывать в понятие «онтогенез» то содержание,
которое вкладывалось в него с самого начала, то есть только пе-
риод до достижения биологической зрелости (14).
Другие ученые, занимающиеся проблемами, связанными с
онтогенезом, например, А. И. Зотин, вообще стараются, избегать
каких быто ни было терминов, и им постоянно приходится напо-
минать, что речь идет о «развитии, росте и старении» (57).
Для психиатров более привычен термин «онтогенез» и по-
нимание онтогенеза как полного цикла человеческой жизни.
Один из ведущих отечественных психиатровгеронтологов Е. С.
Авербух писал, что «старение и старость нормальное, естествен-
ное, физиологическое явление, это определенный отрезок
онтогенеза» (2).
Если же под онтогенезом понимать только процесс разви-
тия особи до момента половой зрелости (что в принципе верно,
если буквально трактовать понятие «generis» как развитие, ибо
после достижения половозрелости говорить о развитии организма
как целостной системы достаточно проблематично), то тогда не-
обходим какойлибо дополнительный термин, обозначающий
процесс трансформации организма от момента соединения поло-
вых клеток до момента смерти. Такого термина нет. Существует
понятие, предложенное РавичЩербо «индивидуальная траектория
развития», которое также не вполне удовлетворяет смысловую
потребность, потому что термин «развитие» может ввести в из-
вестное заблуждение, а наша цель показать, что развитие это на-
чальный, ограниченный, временный процесс, на смену которому
приходит зрелость, инволюция и гибель организма. Причем этот
процесс касается не только индивидуального жизненного пути
(пути индивида), как это принято считать, но и личностного пути.
Как человеческий индивид в течении своей жизни развивается до
|