222
ГЛАВА 6
ПСИХОЛОГИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ
В научной литературе, выходящей на русском языке, тра-
диционно принято переводить англоязычный термин «creative»
как «творческий», а «creative personality» как «творческая лич-
ность». Большой ошибки в этом нет, однако, следует отметить,
что понятия «креативность» и «творчество» все же не полностью
идентичны. По смысловому содержанию они более совпадают,
чем различаются, но поскольку у каждого из них помимо общего
имеется еще и собственный, самостоятельный, частный смысл,
иногда могут возникать ситуации, когда использование одного
понятия вместо другого приведет к искажению смысла. С логиче-
ской точки зрения они относятся к перекрещивающимся понятиям.
Креативность, как мы ее будем рассматривать, с одной сто-
роны, одна из основных задач психики, а с другой стороны
способность центральной нервной системы создавать (creation
создавать, творить) субъективную модель мира с помощью сен-
сорных, мнестических, когнитивных и аффективных систем в це-
лях максимально гибкой адаптации индивида к окружающей сре-
де.
В большинстве работ, посвященных проблеме креативности,
содержатся указания на особые свойства креативной психической
деятельности, на особый способ восприятия и преломления объ-
ективной реальности, особенность личностного функционирова-
ния, связанного со способностью глубже мыслить, глубже вни-
кать, глубже смотреть, гибче действовать.
Понятие «творчество» предполагает не только и не столь-
ко особый психический процесс, сколько результат специфиче-
ским образом организованного восприятия, переработки и воспро-
изведения различных сторон объективной реальности.
Понятие «креативность» более ориентировано на личность,
в отличие от понятия «творчество», ориентированного более на
деятельность и ее результат. Поэтому ставить знак равенства ме-
жду этими двумя понятиями не совсем верно.
|