223
Психическая деятельность ребенка, познающего окру-
жающий мир, носит креативный характер, но мы не всегда на-
зовем ее творческой. Деятельность ребенка, изобретающего с
товарищами новую игру, первые детские рисунки, самостоятель-
но сделанный домик из кубиков, мы уже можем назвать творче-
ством (детским творчеством), потому что в этом случае мы име-
ем перед собой оригинальный результат креативной и творче-
ской деятельности, совпадающих в этом случае по смысловому
содержанию. Практически всегда, когда мы говорим о творческой
деятельности, мы подразумеваем и определенный продукт этой
деятельности, будь то рисунок, стихотворение или самостоятель-
ная идея. При этом в русском языке принято также и продукты
творчества называть «творчеством». То есть данный термин выхо-
дит за пределы сферы личности и переходит на результаты дея-
тельности личности. В отношении термина «креативность» подоб-
ный переход невозможен. В термине «творческий» имеется бо-
лее определительный, нежели содержательный смысл, который
можно было бы выразить при переводе термина «creativity» на
русский язык как «творческость». Когда мы говорим о креативно-
сти, мы имеем в виду процесс субъективного познания индиви-
дом феноменальной и смысловой сущности окружающего мира,
объективной реальности. Речь не идет о создании зримого, веще-
ственного, материального продукта. Результатом креативного
процесса является само формирование личности, создание уни-
кального микрокосмоса человеческой индивидуальной психики,
души.
Процесс этот зависит как от биологических, так и от соци-
альных факторов. К биологическим факторам формирования
субъективной психической деятельности относятся наследствен-
но обусловленное морфологическое устройство головного мозга,
включая нейронную организацию коры головного мозга, подкор-
ковые системы, стволовые структуры, сложнейшую систему
коллатеральных взаимосвязей как между нервными клетками, так
и между отделами головного мозга. При нарушениях, грубых де-
фектах строения мозга в первую очередь страдает способность
воспринимать и усваивать тонкие феномены и смысловые связи
между ними. Это находит свое отражение в неспособности адек-
|