224
ватного усвоения понятийной системы, сложных поведенче-
ских навыков, аффективной грубости. У олигофрена страдает не
только интеллект и мышление, но и вся система взаимообмена
информацией с окружающей средой эмоции, тонкая моторика,
память.
Чем более сложную морфологическую структуру имеет го-
ловной мозг, тем более тонкую и сложную когнитивную сетку
может накинуть индивид на окружающую среду, в которую он по-
гружен после рождения, тем более мелкие феномены он способен
вычленить из «сенсорного шума» и сенсорного хаоса, тем более
тонкие связи он устанавливает между феноменами. Этот закон
применим как для филогенеза, так и для дифференциации чело-
веческих индивидуальностей.
Известный российский психиатр Г. К. Ушаков писал, что
«элементы, общие для разума человека и животных, не только до-
казывают историческую преемственность, единство филогенеза
механизмов психики, но и раскрывают те особенности ее, кото-
рые наиболее полно обусловлены свойствами генетической мат-
рицы... Биологическая, физикохимическая матрица, на основе ко-
торой формируется психика, наследуется по общим законам... и
пространственно временные параметры объектов и обстоятельств
окружающего мира принципиально однотипно (у человека и жи-
вотных) трансформируются в физикохимические матрицы, кото-
рые, в свою очередь, становятся основой формирования как
субъективного образа (разной сложности
подчеркивает Ушаков),
так и отношения особи к самим таким объектам и обстоятельст-
вам» (118).
Если нет морфологической базы никакое обучение не ис-
правит положения. Можно сто раз объяснять олигофрену, что пти-
ца отличается от самолета тем, что птица живая, а самолет нет,
и трамвай от лошади тем же, но спросите его после этого чем
отличается слон от машины, он в сотый раз начнет вам отвечать,
что у машины есть руль, а у слона нет, что у машины четыре ко-
леса, а у слона четыре ноги...
Почему это происходит? Потому что понятие «живое»
абстрактное, тонкое, нежное, гибкое, «жидкое». Слон вот он, руль
вот он, машина вот она, а попробуйте дать определение поня-
|