225
тию «живое». Олигофрен не способен удержать столь сложное по-
нятие в крупноячеистой когнитивной матрице или когнитивной
сетке, которую способен создать его дефектный мозг. В этом от-
ношении мне всегда жалко учителей на 90 процентов их работа
заключается в том, что они льют воду в решето, поскольку, как мы
понимаем, не существует принципиального деления: вот мы
нормальные и вот они олигофрены. Существует стандартное ко-
локолообразное распределение особей в популяции, характерное
для любого признака, в том числе и для феномена структурности
когнитивной сетки, с постепенным переходом от людей с очень
крупноячеистым мышлением, владеющих десятью двадцатью
понятиями типа «дай», «хочу», «нямням», до людей с очень мел-
косетчатым мышлением, не только владеющих десятками тысяч
понятий, но и которые еще и страдают от недостатка имею-
щихся понятий и которые постоянно убеждаются, что тот мир, ко-
торый они видят, то есть тот мир, который позволяет им видеть
их мелкоячеистая когнитивная матрица, не укладывается как в
прокрустово ложе в те слишком грубые понятия, которыми поль-
зуется большинство людей. Может быть поэтому музыка всегда
считалась вершиной среди всех искусств, а если ставить на вто-
рое место то это несомненно поэзия. Ведь в поэзии, как и в му-
зыке, самое главное не в словах, а за словами, в тех отдаленных
невыразимых вторичных и третичных ассоциациях, которые рож-
даются при исполнении поэтического произведения.
Ломброзо находил основное физиологическое отличие ге-
ниального человека от обыкновенного в утонченной и почти бо-
лезненной впечатлительности первого. «По мере развития умст-
венных способностей впечатлительность растет и достигает наи-
большей силы в гениальных личностях, писал он, являясь ис-
точником их страданий и славы. Эти избранные натуры более чув-
ствительны в количественном и качественном отношении, чем
простые смертные... Мелочи, случайные обстоятельства, подроб-
ности, незаметные для обыкновенного человека, глубоко запа-
дают им в душу и перерабатываются на тысячи ладов, чтобы вос-
произвести то, что обыкновенно называют творчеством, хотя это
только бинарные и кватернарные комбинации ощущений» (186).
|