226
Но тонкость структурной организации головного мозга,
тонкость и сложность когнитивной сетки это только один из био-
логических факторов. Какую бы мелкую сеть мы не опустили в
воду, мы ничего не поймаем, если не будем прилагать еще и
энергичные усилия, если мы не будем тащить эту сеть.
Поэтому второй биологический фактор это энергетиче-
ский фактор, или активность мозговых процессов, или активность
психической деятельности. Это тот фактор, на который указы-
вал Н. С. Лейтес, говоря о природных индивидуальных различи-
ях, как предпосылках способностей. Обобщая, имеющиеся по
этому вопросу данные, он сформулировал положение о том, что
свойства нервной системы имеют отношение к общей психиче-
ской активности человека, связанной с энергетическими характе-
ристиками его деятельности» (78).
В тех случаях, когда мы имеем перед собой сочетание по-
вышенной мозговой активности и врожденную филигранность
структурной организации мозгового вещества, когнитивной сетки
мы имеем право ожидать возникновение феномена креативной
личности.
Одна только лишь энергия, равно как одно только лишь хо-
рошее устройство головного мозга ничего не дает. При отсутст-
вии хорошо организованной когнитивной матрицы (еще в начале
века физиологи поняли тормозящую роль коры) вся психическая
энергия будет выплескиваться лишь в недифференцированных,
грубых, брутальных эмоциях и мы будем иметь перед собой
эректильного олигофрена или возбудимого психопата, или несча-
стного «деревенского философа», всю жизнь посвятившего изо-
бретению вечного двигателя, нового способа улучшения жизни
всего человечества путем использования новой солонки, новый
способ разубеждения бреда и т. п.
Однако мы забыли про социальный фактор. Оказывает ли
социальная среда какоелибо влияние на формирование креатив-
ной личности? Несомненно, да. Как социальная среда наполняет и
формирует основу личности, так же она формирует и наполняет
основу креативной личности. Другое дело, что креативная лич-
ность в результате и в процессе своего более длительного форми-
рования перерастает возможности окружающей среды. Если при-
|