227
митивная личность усваивает ту часть социальной системы, кото-
рая необходима ей для более или менее успешной социальной
адаптации и в значительной степени равна этой среде, или мень-
ше ее, то креативная личность в силу того, что энергетический по-
тенциал, а следовательно и потребность в информационном по-
глощении у нее значительно превышает те, которые может предос-
тавить ей общество в готовом виде, так сказать, в виде полуфаб-
рикатов, в определенный момент перерастает любое общество и
оказывается неожиданно для себя вне общества на границе меж-
ду спокойной информационно бедной известностью и непознан-
ным хаосом мира, на границе «terra incognita».
Креативная личность вырастает не в инкубаторе и не на не-
обитаемом острове, и поэтому ничто человеческое ей не чуждо,
но жажда нового, другой мир, мир, который не видят и не хотят
видеть большинство людей, манит ее и ничто человеческое ей не
интересно. Характерный признак одаренности, по мнению В. Н.
Мясищева, заключается именно в «опережении человеком предъ-
являемых к нему требований непосредственной узкой среды»
(91). Рано или поздно любая креативная личность остается и одна
и вне общества.
Между креативной деятельностью ребенка и креативной
деятельностью креативной личности нет никаких принципиальных
различий. И в том и в другом случае речь идет о познании то
есть, о поглощении, интериоризации, упорядочивании, структури-
зации в субъективном мире объективной реальности. В результате
этой деятельности у ребенка возникают навыки, речь, индивиду-
альный опыт, но этот опыт имеет социальную природу. Ребенок
учится ходить но он ходит как все, ребенок учится говорить но
он говорит на том же языке, что и окружающие, ребенок учится
думать но и думает он также, как и окружающие его люди. На
все эти процессы тратится гигантское количество энергии, и она
у ребенка есть. Но чтобы научится видеть не как все, думать не как
все, говорить не как все необходимо еще большее количество
энергии, с одной стороны, и время с другой стороны. Никто еще
не стал великим поэтом, не научившись перед этим просто гово-
рить, не проговорив в своей поэзии поэзию других, никто не стал
великим ученым, не научившись просто анализировать факты
|