Navigation bar
  Print document Start Previous page
 227 of 348 
Next page End  

227
митивная  личность усваивает ту часть социальной системы, кото-
рая необходима ей для более или менее успешной социальной
адаптации и в значительной  степени равна этой среде, или мень-
ше ее, то креативная личность в силу того, что энергетический по-
тенциал, а  следовательно  и  потребность в информационном по-
глощении у нее значительно превышает те, которые может предос-
тавить ей  общество  в готовом виде, так сказать, в виде полуфаб-
рикатов, в  определенный  момент перерастает любое общество и
оказывается неожиданно для себя вне общества – на границе меж-
ду спокойной информационно бедной известностью и непознан-
ным  хаосом  мира,  на  границе «terra incognita».
Креативная  личность вырастает не в инкубаторе и не на не-
обитаемом  острове, и поэтому ничто человеческое ей не чуждо,
но жажда нового, другой мир, мир, который не видят и не хотят 
видеть большинство людей, манит ее и ничто человеческое ей не
интересно. Характерный признак одаренности, по мнению В. Н.
Мясищева, заключается именно в «опережении человеком предъ-
являемых  к нему  требований  непосредственной  узкой среды»
(91). Рано или поздно любая креативная личность остается и одна
и вне  общества.
Между  креативной  деятельностью  ребенка и креативной
деятельностью креативной личности нет никаких принципиальных 
различий.  И  в  том  и  в другом случае речь идет о познании – то
есть,  о поглощении, интериоризации, упорядочивании, структури-
зации в субъективном мире объективной реальности. В  результате
этой  деятельности  у ребенка возникают навыки, речь, индивиду-
альный опыт, но этот опыт  имеет  социальную  природу.  Ребенок
учится  ходить – но он ходит как все, ребенок учится говорить – но
он говорит на том же языке, что и окружающие, ребенок учится
думать  –  но  и думает он также, как и окружающие его люди. На
все эти процессы тратится гигантское количество энергии, и  она
у  ребенка есть. Но чтобы научится видеть не как все, думать не как
все, говорить не как все необходимо еще большее  количество
энергии, с одной стороны, и время – с другой стороны. Никто еще
не  стал  великим поэтом, не научившись перед этим просто гово-
рить, не проговорив в своей поэзии поэзию других, никто не стал
великим ученым, не научившись просто анализировать  факты 
Hosted by uCoz