228
так, как это делали тысячи людей до него. И только вместив в
себе все это, если только у человека еще остались силы, он начи-
нает говорить своим языком и оставляет свой вклад в живописи,
поэзии, литературе, музыке, науке. Он расширяет в своей креатив-
ной деятельности сферу познанного мира, он стоит на границе
познания и, глядя в неизведанное, глядя в ничто, как маленький
ребенок рисует на бумаге нечто лишь отдаленно напоминающее
реальное лицо или лошадку, так и креативная личность рисует в
своем творчестве отдаленное подобие того, что никто и никогда
еще не видел. Он рисует мир. Те, кто придет вслед за ним, усовер-
шенствуют его рисунок.
Таким образом я понимаю феномен креативности и креа-
тивной деятельности. В этой главе мы рассмотрим особенности
креативной личности, вытекающие из всего вышесказанного.
Современными психологами деятельность рассматривает-
ся как креативная, если она обладает такими характеристиками
как новизна, оригинальная когнитивная перестройка имеющейся
информации (Newell, Shaw, and Simon, 1963), практичность
(workable) (Murray, 1959; Stain, 1956), эффективное использование
аналогий (Brandsford and Stain, 1984). Отмечается и подчеркива-
ется частая бессознательность креативных инсайтов (Ghiselin,
1952), при этом обязательной базой креативной деятельности
служит общая информированность по той или иной проблеме
(Wood, 1983), сильная мотивация и настойчивость в решении
поставленной проблемы (Gruber, 1981) (223).
Если вдуматься во все вышеперечисленные критерии креа-
тивной деятельности то что это как не обычная, повседневная,
можно даже сказать, ежечасная нормальная деятельность ребенка,
ассимилирующего в процессе развития окружающую реальность?
Практически все вышеперечисленные характеристики использу-
ются детскими психологами при описании особенностей функ-
ционирования психики ребенка.
Очень часто встречается тенденция рассматривать креатив-
ную деятельность как деятельность, свойственную зрелой лично-
сти, более того, как своеобразную черту характера, которая с воз-
растом лишь проявляется или нет. Но ни один из психологов,
рассматривающих креативность как характерологическое или лич-
|