229
ностное свойство взрослого человека, не может показать убеди-
тельных отличий этого свойства у взрослого человека и у ребенка.
С другой стороны, те психологи, которые пишут, подобно Род-
жерсу, что творческий характер имеют и действия ребенка, изобре-
тающего со своими товарищами новую игру, и работа Эйнштейна,
формулирующего теорию относительности, и деятельность домо-
хозяйки, изобретающей новый соус для мяса, и работа молодого
автора, пишущего свой новый роман, также теряют при этом дос-
таточно существенное смысловое отличие, которое все же име-
ется между этими видами деятельности.
Поэтому в первую очередь необходимо еще раз подчерк-
нуть, что креативность это по сути дела обычная, нормальная
функция мозга, а не особое редкое качество, черта характера или
свойство личности, встречающееся лишь у незначительной части
индивидов. Если более широко рассматривать креативность, как
мы ее себе понимаем, то практически вся деятельность ребенка и
подростка, ассимилирующего в течении первых 10 15 лет жизни
окружающую реальность, носит креативный характер. Образ ми-
ра, формирующийся в сознании ребенка в этот период, отлича-
ется с одной стороны крайней незавершенностью и фрагментарно-
стью, а с другой стороны чрезвычайной изменчивостью и гибко-
стью. Изменение одной из составляющих этой сложной мировоз-
зренческой системы приводит к последующему изменению всей
системы. Когнитивная матрица ребенка и подростка напоминает
более или менее жидкую субстанцию, и воспринимаемая инфор-
мация подобно камню, брошенному на поверхность воды, остав-
ляет после себя целую серию последующих волнообразных из-
менений, затрагивающих самые отдаленные области сознания и
личности. Чем меньше возраст ребенка, тем более масштабный
характер имеют изменения, которые претерпевает личность под
воздействием новой информации. И наоборот, чем старше стано-
вится человек, чем более сформирован его индивидуальный образ
мира, так называемый гештальт, тем меньше у нас шансов ожи-
дать какихлибо существенных, глобальных, кардинальных изме-
нений в его системе мировосприятия, несмотря на существенное
изменения характера сенсорной стимуляции со стороны окру-
жающей среды.
|