231
являющееся в 14 15 лет, когда в один прекрасный момент ты
понимаешь, что умрешь. Не узнаешь, а понимаешь, и это также пе-
реворачивает всю личность.
В зрелом возрасте такие кардинальные трансформации
крайне редки и практически невозможны. До сих пор сталинские
процессы и удивительная покорность жертв репрессий поражают
многих психологов и социологов. Но с психологической точки
зрения по другому и не могло быть.
Если в мировоззренческую систему, пронизанную идеей
«партия всегда права» проникает информация об обратном, то
есть когда человека ни за что, невинного бросают в тюрьму, пы-
тают, осуждают и судят почему не происходит трансформа-
ции сознания у большинства людей? Потому что уже и не может
произойти. Ригидная омертвевшая мировоззренческая система
подавила чужеродную информацию, вытеснила ее и вернулась к
стабильному состоянию.
3
Большинство психологов, изучающих феномен креатив-
ности, рассматривают ее, как проявившееся при благоприятных
социальных условиях свойство личности, присущее каждому че-
ловеку, и требующее всестороннего развития и раскрытия. Рас-
сматривая креативность в отрыве от энергетического, динамиче-
ского, онтогенетического функционирования центральной нерв-
ной системы, наблюдаемое снижение креативности в зрелом
возрасте связывается не с общим снижением психической энер-
гии, а с тем, что якобы в течении жизни ребенок и подросток по-
стоянно сталкиваются с задачами «закрытого типа», которые в
свою очередь приводят к нарастанию стереотипности и ригидно-
сти когнитивных матриц. Таким образом, получается, что если ре-
бенка специально тренировать на задачах «открытого типа»,
появится оригинальность и самостоятельность мышления, полет
фантазий и идей, то есть, черты креативного мышления (50).
Один американский автор пошутил, что для творческого
прозрения необходимо иметь всего три условия, так называемые
три «В» «Bath» (ванну, которая помогла Архимеду), «Bus» (авто-
бус, на ступеньке которого Пуанкаре решил сложную математиче-
|