232
скую задачу) и «Bed» (кровать, в которой столь многим ученым
пришло решение их проблем).
Специальным исследованиям в области креативности, при-
ведшим в настоящее время к выделению специального раздела
психологии психологии креативности, предшествовали много-
летние исследования интеллектуальной и мыслительной дея-
тельности человека.
Эти исследования, в ходе которых возникла сама про-
блема креативности, осуществлялись на протяжении последних
полуторадвух столетий с двух сторон: с одной стороны, это ра-
боты в рамках классической психологии, посвященные изучению
интеллектуальной деятельности и интеллекта и, с другой стороны,
это самые разнообразные исследования, посвященные проблеме
гениальности.
Упрощенные представления об интеллектуальной деятель-
ности, характерные для ученых 19го века, когда, например, не-
мецкий астроном Бессель утверждал в 1816 году, что может оп-
ределить уровень интеллекта своих сотрудников всего лишь по
скорости их реакции на световую вспышку, а Гальтон в 1884 году
проводил исследования, ориентируясь всего на несколько про-
стейших психометрических тестов, сменились на втором этапе
более дифференцированными представлениями, нашедшими свое
отражение в попытках конструирования сложных, многоуровневых
интеллектуальных тестов.
В 1885 году Кэттелл разработал первые несколько тестов,
которые он назвал «ментальными». Определяя быстроту реф-
лексов, время реакции, время восприятия определенных раздражи-
телей, болевой порог при надавливании на кожу, число букв, за-
поминаемых после прослушивания буквенных рядов, и т.п., Кэт-
телл доказал колоколообразную кривую распределения этих по-
казателей среди населения.
Вслед за ним к разработке интеллектуальных тестов присту-
пили Бине и Симон (Binet, Simon, 1905). Интеллект в то время рас-
сматривали как свойство, как способность правильно судить, по-
нимать, размышлять и способность, благодаря «здравому смыслу»
и «инициативности» приспосабливаться к обстоятельствам жизни.
|