233
В 1939 году Векслер, используя подобные подходы, соз-
дал первую шкалу интеллекта для взрослых. Он считал, что «ин-
теллект это глобальная способность разумно действовать, ра-
ционально мыслить и хорошо справляться с жизненными об-
стоятельствами», т.е., короче говоря, «успешно меряться силами с
окружающим миром» (159).
Третий этап в исследованиях интеллекта, можно связать с
попытками его структуризации и практически независимому вы-
делению в этом интегральном феномене двух основных факто-
ров, которые различными учеными были обозначены по разному.
Впервые в начале века Спирмен существенно революционизиро-
вал теоретическое понимание интеллекта, введя в психологию
два фактора интеллекта: генеральный фактор G, и специфиче-
ский фактор S.
Спирмен утверждал, что в основе общей одаренности ле-
жит особая «умственная энергия» (mental energy), которая буду-
чи постоянной для отдельного индивида, значительно варьирует
от одного человека к другому, определяя различие в общей ода-
ренности. «Умственная энергия» по Спирмену характеризуется
тремя показателями: 1) количество, уровень умственной энергии
(фактор «G"), 2) степень инерции энергии, т.е. быстрота перехода
от одной деятельности к другой (фактор Р perseveration) и, на-
конец, 3) степень колебаний энергии, т.н. легкость ее восстанов-
ления после определенной деятельности (фактор О oscilation).
Не имея достаточных экспериментальных подтверждений сущест-
вования этой особой «умственной энергии», Спирмен рассматри-
вал ее как гипотетическое свойство, отмечая, что общие спо-
собности проявляют себя так, как «если бы» такая энергия суще-
ствовала. К сожалению, как мы уже упоминали, доказательств ре-
ального существования гипотетического конструкта «психическая
энергия» не имеется и по настоящее время.
Кэттэлл уже в 70х годах нашего столетия также выделил
в интеллекте два общих фактора, один из которых назван им
«текучим» или «жидким» интеллектом (intelligence fluid), а
другой «кристаллизованным» или «кристаллическим»
интеллектом (intelligence crystallized). Если «кристаллизованный»
интеллект наиболее значимо развертывается в познавательных
задачах, требующих уже сформировавшихся умственных навыков,
|