Navigation bar
  Print document Start Previous page
 233 of 348 
Next page End  

233
В 1939 году Векслер,  используя  подобные  подходы,  соз-
дал первую шкалу интеллекта для взрослых. Он считал, что «ин-
теллект –  это  глобальная способность разумно действовать, ра-
ционально мыслить и хорошо справляться  с  жизненными  об-
стоятельствами», т.е.,  короче говоря, «успешно меряться силами с
окружающим миром» (159).
Третий этап в исследованиях интеллекта, можно связать с
попытками его структуризации и практически независимому вы-
делению в  этом  интегральном  феномене двух основных факто-
ров, которые различными учеными были обозначены по разному.
Впервые в начале века Спирмен существенно революционизиро-
вал теоретическое понимание интеллекта, введя в психологию 
два  фактора  интеллекта: генеральный фактор – G, и специфиче-
ский фактор – S.
Спирмен утверждал, что в  основе  общей  одаренности  ле-
жит особая  «умственная  энергия»  (mental  energy), которая буду-
чи постоянной для отдельного индивида,  значительно  варьирует 
от одного  человека  к другому, определяя различие в общей ода-
ренности. «Умственная энергия» по Спирмену  характеризуется 
тремя показателями: 1) количество, уровень умственной энергии
(фактор «G"), 2) степень инерции энергии, т.е. быстрота перехода
от одной  деятельности  к другой (фактор Р – perseveration) и, на-
конец, 3) степень колебаний энергии, т.н. легкость ее  восстанов-
ления  после определенной деятельности (фактор О – oscilation).
Не имея достаточных экспериментальных подтверждений сущест-
вования этой особой «умственной энергии», Спирмен  рассматри-
вал  ее как  гипотетическое  свойство,  отмечая,  что общие спо-
собности проявляют себя так, как «если бы» такая энергия суще-
ствовала. К сожалению, как мы уже упоминали, доказательств ре-
ального существования гипотетического конструкта  «психическая 
энергия»  не имеется и по настоящее время.
Кэттэлл  уже  в  70–х годах нашего столетия также выделил
в интеллекте два общих фактора, один из которых назван им 
«текучим»  или  «жидким»  интеллектом (intelligence fluid), а
другой «кристаллизованным»  или  «кристаллическим»  
интеллектом (intelligence crystallized). Если «кристаллизованный»
интеллект наиболее  значимо развертывается в познавательных
задачах, требующих уже сформировавшихся умственных  навыков, 
Hosted by uCoz