237
Исследования Термена были продолжены Гетцельсом и
Джексоном, которые решили установить соотношение между ин-
теллектом, измеряемым с помощью коэффициента IQ и творче-
скими способностями. При разработке тестов на общую креатив-
ность они использовали уже известные тесты Гилфорда и Кэттел-
ла.
Для участия в эксперименте они отобрали две группы сту-
дентов: в одной были люди с очень высоким IQ, хотя не слишком
успешные в творчестве, а в другой со средним уровнем интел-
лекта, но очень продуктивные творчески. Всем испытуемым
предъявлялся рисунок с изображением мужчины, который с за-
думчивым видом сидит в кресле самолета, после чего просили
рассказать что с ним произошло. Типичный ответ представите-
лей первой группы звучал примерно так: «Успешно завершив дела,
мистер Смит летит домой и думает о встрече с женой и детьми в
аэропорту». Характерный ответ из другой группы: «Мужчина воз-
вращается из Мексики, где добился развода. Он не мог перено-
сить жену изза невероятного количества крема, которое она упот-
ребляла на ночь его было столько, что ее голова скользила по
подушке. Теперь он думает, как изобрести нескользкий крем».
На основании своих экспериментов Гетцельс и Джексон
пришли к однозначному заключению, что творческий потенциал
человека не тождественен его интеллектуальным способностям и
существующие интеллектуальные тесты практически не позволя-
ют диагностировать эту характеристику.
Жо Годфруа указывает, что в целом наибольшую роль в раз-
витии представлении об «одаренных» личностях и об особен-
ностях их эффективной деятельности, сыграли два направления
исследований: это исследование способности студентов решать
необычные, нестандартные задачи, проведенное в 40х годах,
немецким психологом Карлом Дункером и выделение дивергент-
ного мышления в расширенной концепции интеллекта Гилфорда
(159). Эти исследования привели к вычленению феномена
«креативности» из феномена «интеллектуальной деятельности», а
постановка проблемы, как известно, половина ее решения.
4
|