238
Основная заслуга в изучении креативности как самостоя-
тельного феномена принадлежит американскому психологу
Торренсу. Созданная им на основании многолетних исследований
батарея тестов креативности до настоящего времени считается од-
ной из лучших.
Торренс и другие исследователи подтвердили, что креа-
тивность не всегда связана со способностью к обучению и зачас-
тую не отражается в стандартных тестах на интеллект. В то время
как люди, показывающие хорошие результаты в тестах на креа-
тивность, как правило хорошо выполняют тесты на интеллект,
многие люди с высоким интеллектом не являются креативными
(Roe, 1946, 1953; Wood, 1983).
Торренс определял креативность как возникновение чувст-
вительности к проблемам, недостаткам, провалам в знаниях, от-
сутствующим элементам, дисгармонии, несообразности и т.п;
фиксации этих проблем; поиска их решения, выдвижение гипотез;
и, наконец, формулирование решения. Он рассмотрел более по-
лусотни определений и в итоге остановился на определении креа-
тивности как естественного процесса, который порождается силь-
ной потребностью человека в снятии напряжения , возникающего в
ситуации неопределенности или незавершенности.
Торренс совершенно верно определил основную сущность и
цель креативного процесса снятие напряжения, но в объяснении
причин креативности остался на позициях отражательного прин-
ципа построения психической деятельности. Само определение
Торренса не дает никакой возможности понять, почему креативная
деятельность (если она запускается ситуацией неопределенности)
не возникает у любого человека в той же ситуации не-
определенности и незавершенности, более того, почему большин-
ство людей вообще не видят этих ситуаций на каждом шагу.
Сам принцип построения тестов Торренса указывает на оши-
бочность понимания им сущности креативности. Не учитывая
онтогенетические аспекты индивидуального существования, он
рассматривал креативность как врожденную личностную характе-
ристику, определяющую своеобразие личности на протяжении
всей жизни. Не случайно он так стремился к достижению высоких
корреляций между результатами тестовых показателей креатив-
|