239
ности у младших школьников и их творческими достижениями 22
года спустя.
Не совсем верно понимая сущность креативности, Торренс-
при всем великолепии своих тестов не мог объяснить, почему
высокие показатели тестов креативности у детей отнюдь не гаран-
тируют их дальнейших творческих достижений. Пытаясь объяс-
нить этот парадокс, он был вынужден предложить модель из трех
частично пересекающихся окружностей, соответствующих твор-
ческим способностям, творческим умениям и творческой мотива-
ции. Высокий уровень творческих достижений, по его мнению,
может ожидаться только при совпадении всех этих трех факто-
ров.
Торренс очень близко подошел к пониманию роли мотива-
ции, то есть энергетического обеспечения креативной деятельно-
сти, но, судя по всему, был склонен рассматривать эту мотива-
цию как обладающую своеобразным автономным источником пи-
тания, с одинаковой интенсивностью поставляющим энергию на
протяжении всей жизни.
Чтобы охватить как можно большее количество сторон пси-
хической деятельности, Торренс сгруппировал свои тесты в вер-
бальную, изобразительную, звуковую и двигательную батареи,
отражая различные проявления креативности в показателях бег-
лости (скорости), гибкости, оригинальности и разработанности
идей и предполагал использование в практике обследований та-
ких батарей в целом. Выполнение каждого теста оценивалось в
баллах, начисляемых по общебиологическому разделению на
нормативность и ненормативность: например, оценка оригиналь-
ности происходила следующим образом: если меньше чем пять
процентов испытуемых давали одинаковый ответ, то он оцени-
вался одним баллом, если меньше двух процентов двумя балла-
ми.
К показателям креативности Торренс отнес:
1) Беглость отражающую способность к порождению
большого числа идей, выраженных в словесных формулировках
или в виде рисунков, и измеряемая числом результатов, соответ-
ствующих требованиям задания. Этот показатель помогает понять
некоторые другие показатели. Импульсивные, банальные и даже
|