Navigation bar
  Print document Start Previous page
 240 of 348 
Next page End  

240
глупые ответы позволяют получить высокий балл по этой шкале.
Однако такие ответы приводят к низким показателям гибкости, 
оригинальности  и разработанности.  Низкие значения беглости
могут быть связаны с детальной разработанностью ответов в  ри-
суночных заданиях, но могут также наблюдаться у заторможенных,
инертных или недостаточно мотивированных испытуемых.
Как  пример возможности выдвигать различные идеи можно
привести автобиографические данные Сальвадора Дали, который в
своих дневниках пишет: «Мои возможности извлекать из всего 
пользу поистине не знают границ». Когда Дали на берегу увидел 
разбросанные  китовые  позвонки,  – «и часа не прошло, как я на-
считал целых шестьдесят два различных способа  применения 
этих  самых китовых  позвонков, в их числе был балет, фильм,
картина, философия, терапевтическое украшение, магический эф-
фект, психологическое средство вызвать зрительные галлюцина-
ции  у  лилипутов, страдающих так называемой страстью ко всему
внушительному, морфологический  закон, пропорции, выходящие
за рамки человеческих мерок, новый способ мочиться и новый вид
кисти.  И  все  это  в форме китового позвонка» (144).
Следует обратить внимание, что для креативной  деятельно-
сти характерен  не  столько «веерообразный» поиск решений про-
блемы, сколько «веерообразная» постановка проблем. Креативная
личность умеет найти сто проблем  там, где нормальный человек 
не  видит ничего кроме обычного естественного хода вещей. Ведь 
никто  не ставил  перед Сальвадором Дали задачу вызвать у лили-
путов зрительные галлюцинации. Он сам ее поставил и решил.
2) Гибкость – оценивает способность выдвигать разнообраз-
ные идеи,  переходить от одного аспекта проблемы к другому, ис-
пользовать разнообразные стратегии решения проблем. «Способ-
ность  к необыкновенным  сочетаниям  элементов и понятий» –
называет эту важную характеристику креативности Роджерс.  Низ-
кие  показатели гибкости могут свидетельствовать о ригидности
(вязкости) мышления, низкой информированности, ограниченно-
сти интеллектуального развития  или  низкой  мотивации. Высо-
кие значения предполагают противоположные характеристики, но 
чрезвычайно  высокая  гибкость  может отражать «метание» испы-
туемого от одного аспекта к другому и неспособность придержи-
Hosted by uCoz