25
певает различные изменения в процессе жизни и как эти измене-
ния связаны с этапами биологического созревания и инволюции.
Если возрастная психология ставит, акцент на социальных факто-
рах, считая их движущей силой развития личности, то онтогене-
тическая персонология ставит, акцент на биологических факторах,
считая, что именно биологический базис обуславливает динами-
ку личностного бытия, а социальная среда представляет собой
лишь ту питательную среду, гумус, в котором и на котором разви-
вается личность.
Достаточно только взглянуть на возрастную периодиза-
цию, используемую в возрастной психологии, чтобы убедиться в
ее социальном уклоне. До последнего времени в нашей стране
была принята следующая периодизация возраста:
младенчество до 1 года
преддошкольное детство ¹ 3 года
дошкольное детство ³ 6 лет
младший школьный возраст 6 10 лет
подростковый возраст 10 15 лет
юность: первый период (старший школьный возраст 1517)
второй период 17 21 год
зрелый возраст: первый период 2135 лет
второй период 3560 лет
пожилой возраст 6075 лет
старческий возраст 7590 лет
долгожители 90 лет и более
Классификация эта, как можно видеть, имеет более социо-
логическую, нежели биологическую основу и опирается на про-
извольно выбранные этапы социализации индивида в ограничен-
ном круге социальных систем. Возможно, что она имеет какойто
практический смысл в рамках данных систем, но для понимания
динамики личностного бытия человека в целом она ничего не да-
ет.
Аналогичные подходы можно встретить и во многих зару-
бежных классификациях. Наиболее удобной и пригодной из всех
метрических классификаций считается классификация,
предложенная Д.Б.Бромлей (7). Человеческую жизнь она рассмат-
|