26
ривает как совокупность пяти циклов: утробного (стадия беремен-
ности), детства, юности, взрослости, и старения. Каждый из этих
циклов состоит из ряда стадий, характеризуемых возрастными
датами и общими чертами развития.
Первый цикл: утробный.
1. зигота (оплодотворенное яйцо)
2. эмбрион (ранняя стадия биологического развития)
3. плод (поздняя стадия биологического развития)
4. момент рождения (смена жизни во внутренней среде
материнского организма на внешнюю среду)
Второй цикл: детство.
1. младенчество (от рождения до 18 месяцев)
2. дошкольное детство (от 18 мес. до 5 лет)
3. раннее школьное детство (от 5 лет до 1113 лет)
Третий цикл: юность.
1. ранняя юность (стадия полового созревания) от 11 13
до 15 лет
2. поздняя юность (15 21 год)
Четвертый цикл: взрослость.
1. ранняя взрослость (21 25 лет)
2. средняя взрослость (25 40 лет)
3. поздняя возрослость (40 55 лет)
4. предпенсионный возраст (55 65 лет)
Пятый цикл: старение.
1. «удаление от дел», «отставки» (65 70 лет)
2. старость (70 и более лет)
3. дряхлость, болезненная старость и смерть (не позднее110 лет)
В этой классификации, равно как и в отечественной, стадии
биологического развития перемежаются стадиями социального
развития, школьное детство половым созреванием, а «удаление
от дел» старостью и смертью.
По большому счету, чисто биологическая классификация
бытия многоклеточного живого существа может включать в себя
только пять стадий: зарождение, созревание, зрелость, инволю-
цию и смерть.
Составить реальную периодизацию динамики личностного
бытия намного сложнее, поскольку сами социальные системы, в
условиях которых протекает жизнь индивида, существенно отли-
|