27
чаются. Какое может быть дошкольное и школьное детство или
предпенсионный возраст в тех культурах, где сами понятия школы
и пенсии отсутствуют.
Более адекватные классификации личностного психосоци-
ального бытия предложены лишь в последнее время (E. Erikson,
1950; D. Levinson, 1978), но о них речь пойдет ниже.
4
Итак, я буду пользоваться термином «онтогенез», который
при всех своих недостатках привычен, широко распространен в
психологии и психиатрии и поэтому требуются лишь незначи-
тельные усилия, чтобы со временем привыкнуть употреблять его
в более широком смысле, чем это иногда делается. Для психиат-
ров не составит существенного труда понять, что я буду иметь в
виду под онтогенетической персонологией в целом и, под онто-
генетической психопатологией в частности.
Поскольку индивидуальное и личностное бытие не обяза-
тельно совпадают в векторном, динамическом аспекте, эта асин-
хрония может в ряде случаев приводить к своеобразному разрыву
кризису аутентичности: фундаментальному феномену, который
не только сам по себе часто представляет психопатологическое
явление, но и лежит в основе большей части онтогенетической
психопатологии.
Говоря об онтогенетической психопатологии, я не буду
иметь в виду психопатологию дизонтогенеза (психическую ретар-
дацию, асинхронию психического созревания и т.д.). Под онтоге-
нетической психопатологией будут подразумеваться нарушения
психического функционирования в результате кризиса аутентич-
ности, когда возникает разрыв между осознаваемой личностной
динамикой и не всегда осознаваемой индивидуальной динами-
кой. У каждого человека имеется индивидуальная траектория жиз-
ни. Эта траектория генетически детерминирована и не поддается
какойлибо сознательной трансформации. Если человек учитывает
индивидуальные базовые особенности собственной личности в
процессе социального, надиндивидуального функционирования,
он сохраняет собственную аутентичность, он в истинном смысле
этого слова самореализуется и самоактуализируется. Он не всту-
|