250
семейств, в профессиональных и сословных кругах... и очень ред-
ко возникает при случайной наследственности «в браке без вы-
бора прямо из народа» (176). Известный английский психолог
Сирил Берл на основании своих наблюдений утверждал, что от-
носительная роль наследственности в интеллекте составляет 80
процентов, а окружающей среды только 20 процентов. В конце
70х годов появилась знаменитая статья Йенсена, в который автор
утверждал, что различия в интеллекте являются в основном врож-
денными. Мог ли быть такой подход приемлем для социалисти-
ческой психологии?
Конечно, нет. Система строго блюла генетическую девст-
венность. Малейшие поползновения тут же пресекались. Классик
отечественной психологии (Моцарт в психологии, как его назы-
вали) Выготский Л.С. в конце своей жизни потихоньку выдвинул
концепцию зоны ближайшего развития, основываясь на опытах
МакКарти, который показал, что дети 35 лет, занимающиеся ка-
койлибо деятельностью под руководством взрослых, потом дела-
ли то же самое самостоятельно в возрасте 57 лет. Поэтому, по
мнению МакКарти, нельзя определить уровень развития ребенка
только по тому, как он самостоятельно, без помощи взрослых, ре-
шает предложенные ему задачи. Так может быть охарактеризован
лишь уровень его «актуального развития». Но, кроме этого необ-
ходимо учитывать и другой, более важный показатель, опреде-
ляющий возможности или зону ближайшего развития.
Выготский экспериментально доказал, что, несмотря на оди-
наковый уровень актуального развития у детей одного и того же
возраста, зона ближайшего развития, то есть та граница сложности
психической деятельности, которую достигают дети при работе
под руководством взрослого, существенно отличается у разных де-
тей (23).
Товарищ Непомнящая Н. И. в журнале «Вопросы психоло-
гии» тут же забила тревогу: противопоставление зоны ближайше-
го развития и уровня актуального развития «теоретически проти-
воречиво: если зона ближайшего развития определяется обучени-
ем, то она должна зависеть, следовательно, от уровня актуального
развития (который был создан предшествующим обучением), и
тогда при одном и том же уровне актуального развития и одинако-
|