Navigation bar
  Print document Start Previous page
 250 of 348 
Next page End  

250
семейств, в профессиональных и сословных кругах... и очень ред-
ко  возникает при  случайной  наследственности «в браке без вы-
бора – прямо из народа» (176). Известный английский психолог
Сирил Берл на  основании своих наблюдений утверждал, что от-
носительная роль наследственности  в интеллекте составляет 80
процентов, а окружающей  среды  – только 20 процентов. В конце
70–х годов появилась знаменитая статья Йенсена, в который автор
утверждал, что  различия в интеллекте являются в основном врож-
денными. Мог ли быть такой подход приемлем для социалисти-
ческой психологии?
Конечно,  нет.  Система строго блюла генетическую девст-
венность. Малейшие поползновения тут же пресекались. Классик 
отечественной  психологии  (Моцарт в психологии, как его назы-
вали) Выготский Л.С. в конце своей жизни потихоньку выдвинул 
концепцию  зоны ближайшего развития, основываясь на опытах
Мак–Карти, который показал, что дети 3–5 лет, занимающиеся ка-
кой–либо деятельностью под руководством взрослых, потом дела-
ли то же  самое самостоятельно  в возрасте 5–7 лет. Поэтому, по
мнению Мак–Карти,  нельзя определить уровень развития ребенка
только по тому, как он самостоятельно, без помощи взрослых, ре-
шает предложенные ему задачи. Так может быть  охарактеризован 
лишь  уровень  его «актуального  развития». Но, кроме этого необ-
ходимо учитывать и другой, более важный показатель, опреде-
ляющий  возможности  или зону ближайшего развития.
Выготский экспериментально доказал, что, несмотря на оди-
наковый  уровень  актуального  развития  у детей одного и того же
возраста, зона ближайшего развития, то есть та граница сложности
психической деятельности, которую достигают дети при  работе
под руководством взрослого, существенно отличается у разных де-
тей (23).
Товарищ Непомнящая Н. И. в журнале «Вопросы психоло-
гии» тут же забила тревогу: противопоставление зоны ближайше-
го  развития и уровня актуального развития «теоретически проти-
воречиво: если зона  ближайшего развития определяется обучени-
ем, то она должна зависеть, следовательно, от уровня актуального
развития  (который  был  создан предшествующим обучением), и
тогда при одном и том же уровне актуального развития и одинако-
Hosted by uCoz