251
вых методах обучения мы должны иметь и одинаковые зоны
ближайшего развития. В противном случае нужно будет признать,
что развитие (и зона ближайшего развития) определяется ка-
кимито иными факторами, помимо обучения» (94). Развитие,
определяемое какимито иными факторами, помимо обучения
мыслимо ли?!
Труды Эфроимсона не печатались, а процветала «дубинин-
ская» психология, «лысенковщина», когда из березы воспиты-
вали ель, потому что «хвойняк» дороже.
Исследования не только индивидуальной обусловленности
креативности, но и базовые исследования индивидуальной обу-
словленности личности, несмотря на фундаментальные исследо-
вания школы Бехтерева, Павлова, в России, можно сказать, только
начаты: ра боты группы Голубевой, Русалова, РавичЩербо тому
пример. Современная наука, как пишет известный отечественный
биолог Фролькис, «еще далека от того, чтобы понять, почему один
человек гениален, а другой примитивен» (123). Только в послед-
нее десятилетие психологи начали использовать тесты креатив-
ности, разработанные тем же Полем Торренсом, в прикладных
исследованиях.
Но, поскольку общую атмосферу в психологии сейчас соз-
дает, как я уже писал, гуманистическая психология со своими
теориями дурного бесконечного развития личности, использова-
ние креативных тестов в нашей стране не только повторяет многие
ошибки западной психологии, но и приобретает чисто «наш» раз-
мах под лозунгом «Даешь креативизацию всей страны!"
В этом отношении показательна только что вышедшая мо-
нография Грановской Р. М. и Крижанской Ю. С. «Творчество и пре-
одоление стереотипов» (40).
Авторы с самого начала указывают на резкое «оскудение
творческого начала» в народе и связывают это явление с истори-
ческими процессами, происходящими в России за последние 70
лет. Болея душой за русский народ, авторы требуют «увеличить
количество творчества «на душу населения». Для этих целей они
предлагают использовать методы «специального обучения или
воспитания». Желание благостное. Только авторы, похоже, забы-
ли спросить население желает ли оно увеличивать количество
|