252
своего творчества, которое им собираются отпускать как мыло или
спички в старые добрые времена «на душу населения».
Грановская и Крижанская предъявляют неизвестно кому
целый список своего недовольства существующим положением
вещей.
«Мы все более и более недовольны обществом, в котором
живем.» заявляют они. «Мы недовольны растущей унификаци-
ей нашей частной семейной и индивидуальной жизни, выну-
жденно одинаковой одеждой, пищей, развлечениями, мыслями,
стереотипами, явственной враждебностью общества к любой фор-
ме оригинальности или просто отличности от общепринятого».
Что значит «недовольны»? Недовольны неунифицируйтесь.
Кто это «мы»? Вечно страдающая русская интеллигенция, осе-
мененная мировой культурой, вечно чутьчуть беременная вселен-
скими замыслами и с вечной слабостью родовой деятельности?
Великий знаток русского народа и русской интеллигенции
Н.А.Бердяев хорошо сказал, что «в русской интеллигенции рацио-
нализм сознания сочетается с исключительной эмоциональностью
и с слабостью самоценной умственной жизни» (21).
Как можно обвинять общество во враждебности к любой
форме оригинальности если само общество на том стоит, если
само общество суть единство. Общество, если оно желает ста-
бильного существования, вынуждено всеми силами поощрять
конформизм и унитаризм.
Авторы «недовольны всепроникающей массовой культурой,
вытесняющей культуру подлинную, несовместимой с какой бы
то ни было духовностью и индивидуализмом в любых его прояв-
лениях».
Стоит ли злобиться на массовую культуру, которая исходя
из определения явление массовое и на массы рассчитано. Не
нравится выключите телевизор, радио, прекратите читать газе-
ты сходите в театр, почитайте Кафку, Музиля, Пруста, Джойса,
Бродского,.. перечитайте Пушкина, в конце концов, посмотрите
Тарковского и Сокурова, Гринуэя и Бергмана, послушайте Шнитке
и не отравляйте жизнь окружающим, не мешайте им смотреть Ма-
рианну и СантаБарбару.
|