253
В Соединенных Штатах, между прочим, национальная свя-
тыня отнюдь не Гарвард, а Музей футбольной славы, а «Менса»
ассоциация людей с высоким коэффициентом интеллекта
чуть ли не тайное сообщество (213). Извечное желание русской
интеллигенции (начиная от народников) «дотянуть» народ до сво-
его уровня ничто иное как утопия, ничего общего с поведением
креативной личности не имеющая. Какое дело креативной лично-
сти до общества, которое ее окружает. Суть креативной личности
ярко выраженный индивидуализм и, если вы так ратуете за него
будьте индивидуалистами до конца: признайте право окружающих
самостоятельно распоряжаться собственной судьбой. Не нужно
всеобщей креативизации и нет смысла обвинять систему образо-
вания, «которая порождает конформистов и вдалбливает в голо-
вы стереотипы, формируя людей с «законченным» во всех
смыслах образованием вместо того, чтобы воспитывать ориги-
нальных мыслителей».
Уверенность, что все зависит от воспитания и обучения
следствие грубого отражательного понимания психической дея-
тельности в какомто примитивном локковском смысле. Можно
подумать, что все креативные личности поголовно обучались в
специальных, закрытых от остального народа, учебных заведени-
ях. Нет они учились в обычных школах, обычными учителями
и никакая система образования не может воспрепятствовать реа-
лизации потенций человека, если они, конечно, имеются.
Бродский окончил восемь классов обычной советской школы, по-
сле чего работал фрезеровщиком на Арсенале и санитаром в мор-
ге, и это ничуть не помешало ему стать Бродским.
Уже не только психологи и педагоги подключаются к про-
блеме воспитания творческой личности, но и физиологи.
«При рождении каждый ребенок является потенциальным
обладателем творческих способностей... Почему же, однако, лишь
немногие остаются обладателями творческих способностей, по-
давляющее большинство приобретает лишь исполнительские, а
часть вообще никаких?» пишет физиолог Аршавский, и пред-
лагает использовать «принцип доминанты» в организации
обучения, что якобы может способствовать развитию творческих
способностей у школьников. Для этих целей учитель на каждом
уроке формирует задачуцель, а ученик должен самостоятельно
|