Navigation bar
  Print document Start Previous page
 253 of 348 
Next page End  

253
В Соединенных Штатах, между прочим, национальная свя-
тыня  – отнюдь  не Гарвард, а Музей футбольной славы, а «Менса»
– ассоциация  людей  с  высоким  коэффициентом  интеллекта  – 
чуть ли  не тайное  сообщество (213).  Извечное  желание русской
интеллигенции (начиная от народников) «дотянуть» народ до  сво-
его уровня  ничто иное как утопия, ничего общего с поведением
креативной личности не имеющая. Какое дело креативной  лично-
сти  до общества,  которое ее окружает. Суть креативной личности –
ярко выраженный индивидуализм и, если вы так ратуете за него –
будьте индивидуалистами до конца: признайте право окружающих
самостоятельно распоряжаться собственной судьбой. Не нужно
всеобщей креативизации и нет смысла обвинять систему образо-
вания, «которая  порождает  конформистов и вдалбливает в голо-
вы стереотипы, формируя людей с «законченным»  во  всех 
смыслах  образованием вместо того, чтобы воспитывать ориги-
нальных мыслителей».
Уверенность, что все зависит от  воспитания  и  обучения  –
следствие грубого отражательного понимания психической дея-
тельности в каком–то примитивном локковском смысле. Можно
подумать, что  все креативные личности поголовно обучались в
специальных, закрытых от остального народа, учебных заведени-
ях.  Нет  –  они учились  в обычных школах, обычными учителями
и никакая система образования не может воспрепятствовать реа-
лизации потенций  человека,  если  они,  конечно,  имеются.
Бродский окончил восемь классов обычной советской школы, по-
сле чего работал фрезеровщиком на Арсенале и санитаром в мор-
ге, и это ничуть  не  помешало ему стать Бродским.
Уже  не только психологи и педагоги подключаются к про-
блеме воспитания творческой личности, но и физиологи.
«При рождении каждый ребенок является потенциальным
обладателем творческих способностей... Почему же, однако, лишь
немногие  остаются обладателями творческих способностей, по-
давляющее большинство приобретает лишь исполнительские, а
часть –  вообще никаких?» – пишет физиолог Аршавский, и пред-
лагает использовать «принцип  доминанты»  в  организации 
обучения, что якобы может способствовать развитию творческих
способностей  у  школьников. Для этих целей учитель на каждом
уроке формирует задачу–цель, а ученик должен самостоятельно
Hosted by uCoz