265
тилетнем начал интересоваться тригонометрическими функциями, вычислял в
уме квадратные корни. В восьмилетнем возрасте он усвоил различные системы
счисления (начиная от двоичной) (73).
Эти, не такие уж и редкие, примеры ярко выраженной креативности у
детей отражают общую эволюционную тенденцию избыточной потенциально-
сти человеческой психики. Та степень сложности и дискретности отражения
объективной реальности, которую демонстрирует современный человек объек-
тивно не нужна, избыточна для биологического существования и в какойто
мере является помехой ему. Процесс эволюционного усложнения мозга явля-
ется серьезной угрозой для существования человека как вида.
Не случайно у всех исследователей быта примитивных народов возни-
кало непреодолимое впечатление, что именно они, а не мы лучше адаптиро-
ваны для существования на Земле. По большому счету биологическая задача
человека заключается в воспроизводстве потомства. Для этих целей ему необ-
ходимо усвоить определенное количество навыков социальных взаимоотно-
шений, и это количество уже давно избыточно, если помнить об их первона-
чальной цели. Чтобы выжить и обеспечить воспроизводство потомства, чело-
век не нуждается в тригонометрии, теории относительности, символизме, нео-
кантианстве, буддизме или этой книге.
Все эти недоразумения можно объяснить только лишь избыточной про-
дукцией свободной психической энергии, своеобразным порочным кругом. В
целях более гибкой биологической адаптации, человек вынужден усваивать
значительную часть поведенческих матриц после рождения, для чего необхо-
дима свободная психическая энергия. Увеличение свободной психической
энергии, передача информации через обучение приводит к улучшению био-
логической адаптации. Улучшение биологической адаптации приводит к тому,
что значительная часть свободной психической энергии остается невостребо-
ванной и утилизируется в креативной деятельности. Креативная деятельность
приводит к постепенному ухудшению биологической адаптации.
Однако, примеры повышенной детской креативности, известные науке и
описанные выше, имеют слабое отношение к креативной личности. Ранняя
детская повышенная потребность в информации, ранние детские достижения в
различных областях информационной деятельности (математике, шахматах,
языках) свидетельствуют о количественной избыточности психической энер-
гии, которую ребенок просто вынужден утилизировать в максимально энерго-
емкой деятельности, что он и делает. Но это совершенно не означает, что уро-
вень психической энергии будет оставаться неизменным на протяжении всего
онтогенеза. Как раз напротив, у большинства людей (и значит, не будет ошибкой
сказать «в норме») количество психической энергии существенно уменьшает-
ся чаще всего не только по достижении биологической зрелости, но и задолго
до этого.
|