276
Всеми этими качествами обладает креативная личность, которая может
ассимилировать неограниченное количество смысловых констант и соци-
альных систем. Креативная личность в истинном смысле слова асоциальна,
имея в виду какуюлибо отдельную социальную систему и в истинном смысле
этого слова интернациональна и космополитична. Как я уже говорил ничто
человеческое ей не чуждо, хотя одновременно и ничто человеческое ей не род-
ное.
Еще одна отличительная черта креативной личность способность
адаптироваться в любых, самых сложных условиях. Единственное условие
чтобы система функционировала по законам, и креативная личность за ко-
роткий промежуток времени усваивает эти законы, адаптируя свое поведение
под них. Сложно сказать, существуют ли прямая и обратная взаимосвязь
между необходимостью постоянно адаптироваться к самым сложным условиям
существования, и увеличением количества креативных личностей в популяции.
Но пример с еврейским народом напрашивается сам собой. Народ, который на
протяжении практически двух тысячелетий подвергался самым суровым гоне-
ниям, в итоге породил самое большое количество креативных личностей, ка-
кое только знала история. И само понятие «идишкайт» с моей точки зрения
включает в себя те же критерии, что понятие «креативная личность» особое
мелкосетчатое мышление, очень тонкое, ажурное мировосприятие (поэзия Ман-
дельштама, Пастернака, Бродского тому пример) и неистребимую энергию,
активность, трудолюбие и жизнелюбие.
Мне очень запомнился монолог еврейской женщины в фильме Стиве-
на Спилберга «Список Шиндлера» о том, что в каждом обществе существуют
определенные законы и евреи всегда приспосабливались к ним, находя свою
нишу при всех «чертах оседлости» и «процентных нормах», но «фашизм унич-
тожает нас как нацию, говорит она, как приспособиться к этому?»
Креативная личность со своим богатым, автономным и самодостаточ-
ным духовным миром, как ни странно, обладает при определенных условиях
даже лучшей приспособляемостью к самым суровым условиям существования,
какие только может изобрести человечество.
Психолог Коэн, побывавший в нацистском концлагере, описывает, что в
этом «царстве смерти» можно было только уйти только в духовную жизнь.
«Только те могли уйти из царства смерти, кто мог вести духовную жизнь,
пишет он. Если ктото переставал ценить духовное, спасения не было, и ему
приходил конец. Сильное влечение к жизни при отсутствии духовной жизни
приводило лишь к самоубийству... Чувствительные люди, с детства привыкшие
к активному духовному существованию, переживали тяжелую внешнюю ситуа-
цию лагерной жизни хоть и болезненно, но, несмотря на их относительно мяг-
кий душевный нрав, она не оказывала такого разрушительного действия на их
духовное бытие. Ведь для них как раз был открыт путь ухода из ужасающей
действительности в царство духовной свободы и внутреннего богатства» (156).
|