Navigation bar
  Print document Start Previous page
 275 of 348 
Next page End  

275
собности  некоторых  личностей  осмыслять  свою жизнь, видеть в ней все по
отдельности. У себя  он  никогда  не мог различить никаких вех. На взгляд 
Бродского  все  категории типа  –  детство,  взрослость, зрелость – очень стран-
ны. Таково мировосприятие креативной личности. Потому что креативная 
личность – это вечный ребенок, вечное разворачивание, вечный расцвет.
Музиль,  характеризуя главного героя своего романа «Человек без
свойств» пишет: «Он прошел чуть ли не через все, через  что можно  пройти,  и
чувствовал, что и теперь еще всегда готов кинуться во что–то, пусть даже ниче-
го для него не значащее,  лишь бы оно побуждало инстинкт действия» (192).
Точно также понимал себе креативную личность Ницше:  «Великие  лю-
ди...  суть взрывчатые вещества, в которых накоплена огромная сила... Гений – в
творчестве, в деле – необходимо  является расточителем: что он расходует себя,
в этом его величие... Инстинкт  самосохранения как бы снят с петель; чрезмерно
мощное давление вырывающихся потоком сил воспрещает ему  всякую  такую
заботу  и  осторожность.  Это  называют «жертвой»; восхваляют в этом его «ге-
роизм», его равнодушие к  собственному  благу,  его самопожертвование идее,
великому делу, отечеству – сплошные недоразумения... Он изливается, он пере-
ливается, он расходует себя,  он  не  щадит себя, – с фатальностью, роковым об-
разом, невольно, как невольно выступает река из своих берегов» (194).
Если бы не происходило остановки в развитии, человек мог бы ассими-
лировать бесконечное количество смысловых констант  окружающего мира, все
глубже и глубже погружаясь в механизм причинных зависимостей окружающе-
го мира. Но этого не происходит. Рано или  поздно развитие останавливается на
том уровне, который успел достигнуть индивид к моменту биологической зре-
лости и дальнейший  прогресс невозможен. По достижении зрелости процесс
ассимиляции претерпевает своеобразную инверсию и теперь уже социальная
среда начинает ассимилировать человека, с  каждым  годом все более порабо-
щая его. Общество постепенно, как паук опутывая паутиной  свою  жертву, оку-
тывает личность сетью правил и норм, чтобы затем высосать из нее все соки и
силы, великолепно  понимая, что жертва уже никуда не сможет сбежать.
Но, чем больше у человека энергии, чем  позже  иссякает  ее запас, тем
большее количество смысловых констант он может ассимилировать, тем доль-
ше он будет сопротивляться агрессии на  личность со стороны социальной сис-
темы, тем лучше он  будет  понимать  недостатки,  присущие  той или иной
системе, тем менее он будет  зависеть  от этой системы. «Независимость – удел
немногих: это преимущество сильных. – пишет Ницше. – И кто покушается на
нее, хотя и с полнейшим правом, но  без  надобности,  тот доказывает,  что  он, 
вероятно,  не только силен, но и смел до разнузданности. Он вступает в лаби-
ринт, он в тысячу раз  увеличивает число опасностей, которые жизнь сама по
себе несет с собою; из них не самая малая та, что никто не видит, как и где он
заблудится,  удалится  от  людей  и будет разорван на части каким–нибудь пе-
щерным Минотавром совести» (194).
Hosted by uCoz