274
жденный вечно катить свой камень, созерцая как в бесконечный раз разруша-
ется труд его, Сизиф, презирающий плоды труда своего символ креативной
личности.
Камю в «Мифе о Сизифе» называет Сизифа абсурдным героем. «Его
презрение к богам, ненависть к смерти и желание жить стоили ему несказан-
ных мучений он вынужден бесцельно напрягать силы. Такова цена земных
страстей» пишет он (141).
Такова и жизнь креативной личности лишенная духовной смерти,
она вынуждена вечно катить свой камень, вечно творить, создавая уникальные
по своей бессмысленности и красоте произведения культуры, созидая самою
культуру, которая уничтожается бездарным человечеством, как волны унич-
тожают песочные замки, которые строят бессмысленные детские ручки ради
одной лишь забавы и игры.
Архимеда убил проходящий мимо солдат, сгорела Александрийская
библиотека. Для создания резного костяного шарика индийский мастер тратит
несколько лет своей жизни, а для его разрушения достаточно одной секунды и
одного удара.
Трагедия креативной личности, как и трагедия Сизифа в вечном со-
зидании. Все, что они умеют это катить камень вверх. Силы, вне них и поми-
мо них существующие, снова и снова скатывают этот камень вниз.
Камю пишет, что сегодняшний рабочий живет так всю свою жизнь, и
его судьба трагична. Нет, это не так трагедия рабочего в том, что его камень
уже закачен и налегке лежит путь его вниз туда, откуда он когдато с таким
удовольствием начал катить свой камень вверх, и будем ласковы к нему. Он
умер. Его больше нет. Есть лишь тень человека и воспоминания о том камне,
который когдато удалось ему закатить на маленькую или большую вершину.
Трагедия Сизифа, но и радость его в камне и в вечном подъеме. Это бес-
смысленно? Не более чем вся жизнь. Примитивная личность это Сизиф, вка-
тивший свой камень в гору, спустившийся с горы, упавший на Землю, повер-
нувшийся лицом к Богу с мирским счастьем отдохновения и прощения.
Самое страшное это закатить свой камень на вершину и не умереть.
Для Сизифа не существует скатывающегося камня, существует только камень,
который он катит, как и для креативной личности не существует созданного,
существует только созидаемое.
Плоды креативной деятельности суть экскременты обожаемые только
примитивными личностями, ибо примитивная личность не только мертва, но
и некрофильна. Она может переварить только то, что уже кемто переваре-
но. Она не любит жизнь, но любит изображение жизни. Она не любит настоящее,
но любит прошлое, ибо каждое мгновение примитивная личность есть нечто
меньшее, чем мгновение тому назад.
Один из отличительных признаков креативной личности вечная обра-
щенность лицом вперед. Прошлого не существует. Бродский удивляется спо-
|