273
собностью «переваривать» интеллектуальную пищу (213). Но сохранится ли
эта повышенная активность в зрелом возрасте неизвестно.
Известны эксперименты по одновременному воспитанию в одинаковых
условиях человеческих детенышей и детенышей обезьян. В самом начале раз-
витие идет практически одинаково, но в определенном возрасте развитие обезь-
ян необратимо и неумолимо останавливается, а развитие ребенка продолжает-
ся.
Известную аналогию можно установить в отношении между примитив-
ной и креативной личностью. Вопрос в динамике. На определенном этапе (по-
сле биологического созревания) психическое разворачивание примитивной
личности необратимо, фатально прекращается, оно останавливается и застыва-
ет, вектор движения меняет свое направление, а креативная личность продол-
жает процесс личностного разворачивания, и в этом ее основное отличие от
примитивной личности. Не интеллектуальный потенциал, а динамичность,
развертываемость, расцвет психической жизни после достижения биологиче-
ской зрелости является признаком креативной личности. Многие примитивные
личности в детстве показывают очень высокие результаты и в знаниях и в ус-
воение учебного материала, и наоборот, но решающим критерием является не-
кий переходный рубеж, после которого примитивная личность может уже
только тратить, то что она успела получить, и отсюда ее «желание не распле-
скать воды», нарастающий консерватизм, социофилия, а креативная личность
не только не боится продолжать смело тратить, так как способность постоянно-
го самообновления и самовосстановления сохраняется у нее чрезвычайно
долго, но и вынуждена это делать. Процесс этот ни в коей степени не является
нормальным и приводит в острых случаях к тотальной десоциализации креа-
тивной личности. «Гениальным дегенератом» называл Мебиус креативную
личность. «Гении часто появляются в тот момент, когда высокоодаренные се-
мьи начинают вырождаться. Процент нервных, психопатов, душевнобольных
среди гениальных людей значительнее, чем среди людей средней одаренно-
сти» писал Кречмер. Ломброзо посвятил целое исследование гениальности и
помешательству.
Если это и не всегда так, то все же рассматривать креативную личность
как норму не представляется никакой возможности.
10
Какова же она креативная личность?
Уленшпигель, смеющийся при подъеме в гору и плачущий при спуске
с горы символ креативной личности. Дон Кихот, сражающийся с ветряны-
ми мельницами, символ креативной личности.
Сизиф, катящий свой камень в гору, Сизиф, неспособный избавиться от
вечно скатывающегося камня, хитрый Сизиф, обманувший Зевса и богиню
смерти Танатос единственный умерший, возвратившийся на Землю и выну-
|