272
удовлетворения и злорадства. Выготский Л. С. приводит одно из писем Дар-
вина, в котором последний пишет, что ему было очень важно «показать, что
чувства человека, которые считались «святая святых» человеческой души,
имеют животное происхождение, как и весь человек в целом» (33).
10
Итак, когда мы рассматриваем феномен креативной личности, мы об-
наруживаем избыточную психическую энергию у индивида, достигшего своей
биологической зрелости; психическую энергию, имеющую прежде всего не
качественное, а количественное, да и то лишь в онтогенетическом плане отли-
чие от той, которой обладает примитивная личность.
Дело не в том, каков уровень психической энергии и степень креатив-
ности в детском и подростковом периоде в этот период та или иная степень
креативности обязательно присутствует и она вполне может быть развита с по-
мощью специальных методов обучения и тренировки.
Дело в том, насколько долго психическая энергия и креативность со-
путствует человеку в процессе онтогенеза. Здесь существующие методы обуче-
ния и развития практически бессильны. Именно поэтому наблюдается столь
низкая корреляция между уровнем креативности в детстве и реальными творче-
скими достижениями в зрелом возрасте. Уровень психической активности и ее
динамика детерминированы преимущественно генетически и феномен креа-
тивной личности скорее генетическая, нежели социальная аномалия.
Давно подмечено, что с одной стороны, из очень многих вундеркиндов
в дальнейшем не вырастает ничего экстраординарного. Достигнув пубертатно-
го возраста, они постепенно регрессируют до общего уровня и уже ничем не
отличаются от своих сверстников, которые не умели читать в возрасте 3 лет, и
ничем не поражали своих родителей и учителей.
Феномен креативной личности зависит не столько от того, каким коли-
чеством психической энергии обладает индивид в период раннего онтогенеза,
столько от того, каким количеством психической энергии он обладает к момен-
ту достижения биологической зрелости. Именно в этот период начинается на-
стоящая дифференциация между примитивной и креативной личностью. Из-
быточность психической энергии не до, а после достижения биологической
зрелости определяет сущность феномена креативной личности.
Многие люди, которые в зрелом возрасте достигли гениальных резуль-
татов в своей творческой, научной деятельности, в детском возрасте не только
ничем не отличались от своих сверстников, но и расценивались окружающими
как неодаренные и тупые.
Возможно, конечно, что у креативной личности уровень психической
энергии изначально выше. Ученые даже утверждают, что у одаренных и та-
лантливых детей биохимическая и электрическая активность мозга повышена.
Их мозг отличается громадным «аппетитом» да еще и гаргантюанской спо-
|