278
... вдруг узнаешь отца
И задыхаешься, почуяв мира близость...
... Не огорчить отца подобным образом
Иль мыслей недобором...
Так умирает креативная личность.
О, как же я хочу,
Не чуемый никем,
Лететь вослед лучу,
Где нет меня совсем.
О, как было бы утешительнее, «если бы на этом последнем удиви-
тельно чистом взлете голос поэта навсегда оборвался. Но случилось не со-
всем так.» пишет удивительно тонкий и мудрый Сергей Аверинцев, который
очень любит Мандельштама, и поэтому желает ему смерти физической, но не
личностной. Личностная инволюция и смерть креативной личности страшный
феномен, намного более заметный, мучительный и болезненный, чем лично-
стная смерть примитивной личности. Свалить креативную личность всегда ве-
ликий праздник для любой социальной системы. Когда Советской России уда-
лось совратить Фейхтвангера и Уэллса система торжествовала.
Креативная личность, не согласившаяся умереть личностно часто
умирает буквально. Так было всегда. Джордано Бруно сожгли. Барух Спиноза,
презрев пример Акосты, пошел на отлучение и зарабатывал «прожиточный ми-
нимум» шлифованием линз, стеклянная пыль которых вызвала туберкулез,
унесший его в сорокапятилетнем возрасте.
12
Единственное спасение креативной личности это креативная деятель-
ность. В ней она находит свою землю обетованную. Креативная личность прин-
ципиально не способна быть компилятором, поскольку прохождение проторен-
ными тропами не требует и не приводит к затратам значительного количе-
ства психической энергии. Только проблемные джунгли, только максималь-
ный хаос привлекательны для креативной личности, и поэтому для креатив-
ной деятельности как научной, так и художественной всегда избираются непро-
торенные пути, неизведанные направления. Как человек, страдающий от жаж-
ды, везде ищет воду, так креативная личность движимая душевным напряжени-
ем, ищет для себя проблемы и проблемные ситуации. Не случайно большин-
ством психологов одним из отличительных свойств креативной личности ука-
|