279
зывается чрезвычайная чувствительность к проблемам, умение увидеть и по-
ставить проблему.
Нет большего счастья для креативной личности, чем найти полностью
неизведанную, неразработанную, неупорядоченную проблему. С великим во-
одушевлением бросается она в бой, чтобы успеть победить, чтобы ктото дру-
гой, столь же голодный и ненасытный не успел все систематизировать и упо-
рядочить.
И нет большего несчастья для креативной личности, чем известие о
том, что проблема, которая позволяет тебе втихомолку тратить свою психи-
ческую энергию, уже кемто решена. Отчаяние, которое возникает при этом,
совершенно непонятно по своей этиологической природе примитивной лично-
сти. Это не зависть чужому успеху и чужой славе, желание которых лишь
только в последнюю очередь свойственно креативной личности, да и то, может
быть, не столько креативной, сколько посткреативной личности. Это не зависть
человека, имеющего мало, к человеку, имеющему много. Это просто биоло-
гическая злоба голодного существа, у которого из под носа украли пищу.
Не случайно так часты случаи, когда результаты, открытия, получен-
ные в ходе креативной деятельности, появляются на свет лишь спустя годы, а
то и десятилетия, после их получения. А иногда это получается потому, что
креативная личность просто и не интересуется дальнейшей судьбой плодов
своей деятельности, она просто забывает о них.
Все это приводит к тому, что креативная личность одинока не только
среди большинства нормальных людей, личностное функционирование кото-
рых протекает по иным психофизиологическим законам. Она одинока и среди
себе подобных. Креативная личность всегда стремится к уединению и инди-
видуальной самостоятельной деятельности. Единственным исключением
можно считать лишь те случаи, когда сферы креативной деятельности двух
креативных личностей настолько далеко отстоят друг от друга, что не возника-
ет опасения в проникновении конкурента на свою территорию. Тогда креатив-
ные личности могут с определенной безопасностью устанавливать более или
менее тесные межличностные связи, испытывать взаимную симпатию и инте-
рес, как это происходило, например, между Фрейдом и Энштейном.
Только понимание сущности креативной деятельности и креативной
личности, только понимание сущности адаптивной конформистской деятель-
ности примитивной личности возможно поможет избежать бесплодных попы-
ток искусственных личностных трансформаций, которые ни к чему, кроме как
к нарушениям нормального функционирования психики, не приведут. Невоз-
можно и не нужно искусственно вырастить гения и нет никаких оснований об-
винять общество в том, что оно, исходя из своей сути, настороженно относится к
данному феномену. Для общества примитивных личностей хороший гений
всегда мертвый гений.
|