292
Главной причиной индивидуального самоубийства являет-
ся та или иная степень внутриличностной дисгармонии, и поэтому
в ряде случаев самоубийство можно рассматривать как гармонич-
ное завершение жизни, так как факт самоубийства является по-
пыткой личности восстановить утраченную внутреннюю гармо-
нию.
Обязательным критерием индивидуального самоубийства
является возможность выбора, проявляющаяся в том, какие причи-
ны индивид считает достаточно вескими и несовместимыми с
дальнейшим существованием; в том, что исходя из данных при-
чин, из конкретной ситуации человек совершает акт самоубийства,
вступая при этом порой в дисгармоничные отношения с окру-
жающим обществом.
При этом выбор проявляется в том, каким способом чело-
век совершает самоубийство, какими средствами, в каком месте и
в какое время. Мы старались подчеркнуть, что эстетические пере-
живания и представления человека, совершающего индивидуаль-
ное самоубийство, играют в процессе выбора далеко не последнее
место.
Индивидуальным следует считать такое самоубийство, ко-
гда человек осознает свое дальнейшее существование несовмес-
тимым с определенными жизненными обстоятельствами, карди-
нально противоречащими его принципам, идеалам, убеждениям.
Ритуальное же самоубийство происходит как раз по обрат-
ной причине когда общество считает, что при определенных си-
туациях и обстоятельствах человек не имеет права на дальнейшее
существование и должен покончить с собой тем или иным
(обычно строго регламентированным) способом и отношение са-
мого человека к поступку, который он должен совершить, не имеет
никакого значения.
В Японии мальчик, рожденный самураем, с самого раннего
детства знал, что когда вырастет, он обязательно станет самураем
и в его жизни может возникнуть ряд ситуаций, когда он вынуж-
ден будет покончить с собой, совершив ритуальный обряд хараки-
ри. То же самое знала и его жена, которую с детства обучали как
правильно перерезать себе горло ритуальным мечом, если ее муж
совершит харакири. Девочек даже специально обучали как пра-
|