291
Интересно, что непонимание онтогенетических механизмов
личностного функционирования приводит не только к тому, что
родители очень часто искусственно пытаются «поднять планку»
для своего ребенка, заставляя его многие годы пытаться достиг-
нуть того рубежа, который они ему установили, но и опытные
психотерапевты (А. М. Свядощ, 1982) рекомендуют с целью п р о
ф и л а к т и к и неврозов говорить ребенку: «Ты можешь стать
трудолюбивым; ты можешь заниматься, можешь заставить себя
работать, можешь вырасти полезным членом общества. _1Ты мо-
жешь всего достигнуть, если захочешь!» (110). Последняя фраза,
если она на самом деле будет усвоена ребенком, прямым путем
приведет его к неврозу, а не убережет от него.
Попытки интенсифицировать усилия по достижению тех
или иных нереальных жизненных целей приводят только к ухуд-
шению функционирования индивидуальноличностной системы.
Бесплодная борьба приводит к отчаянию. Смысл жизни, каким он
привычно виделся, с каждым днем удаляется все далее и далее.
Человек начинает терять смысл жизни. Возникает знаменитый эк-
зистенциальный вакуум, блестяще описанный Франклом. И самое
страшное, если он осознается. Потому что именно в этой ситуа-
ции возникают мысли о самоубийстве.
Самоубийство один из самых распространенных способов
разрешения кризиса аутентичности. Самый трагический способ.
Самый безнадежный. С него я и начну.
5
Но, прежде чем мы перейдем к рассмотрению онтогенетиче-
ского аспекта суицидального поведения, следует подчеркнуть, что
самоубийства и суицидальное поведение феномены настолько
сложные и многогранные, что традиционно рассматриваются в
нескольких плоскостях: философской, религиозной, правовой,
социологической, медицинской. В свое время вместе с Л. З. Трегу-
бовым я рассмотрел эстетический аспект самоубийства и мы
описали две разновидности суицидального поведения: индивиду-
альное и ритуальное самоубийства. При этом мы описывали не
патопсихологические, а психологические механизмы суицидаль-
ного поведения нормальной личности.
|