300
чение количества самоубийств среди молодежи стремлением к
смыслу.
Франкл пишет, что самоубийства у американских студен-
тов среди причин смертности занимают второе место по частоте
после дорожнотранспортных происшествий. При этом число по-
пыток самоубийства в 15 раз больше. Из 60 студентов Универси-
тета штата Айдахо, совершивших попытку самоубийства, якобы 85
% не видели больше в своей жизни никакого смысла и при этом
93 % из них были физически и психически здоровы, жили в хо-
роших материальных условиях и в полном согласии со своей
семьей, активно участвовали в общественной жизни и имели все
основания быть довольными своими академическими успехами.
Во всяком случае, о неудовлетворенных потребностях не могло
быть и речи.
Франкл задает себе вопрос, каковы условия, делающие воз-
можной попытку самоубийства, что должно быть встроено в
«condition humane», чтобы когданибудь привести человека к тако-
му поступку, как попытка самоубийства, несмотря на удовлетво-
рение повседневных потребностей. По его мнению, представить
это можно лишь в том случае, если человек добивается того, что-
бы найти в своей жизни смысл и осуществить его. В логотера-
певтической теории мотивации он называет это «стремлением к
смыслу» (150).
С моей точки зрения, как раз наоборот, это есть свидетель-
ство не стремления к смыслу, это есть свидетельство ужаса перед
смыслом, ибо человек может существовать лишь в бессмыслен-
ной жизни. Из этих студентов 99 процентов вполне удовлетво-
рились бы хорошей зарплатой, домом, престижной женой, по-
слушными детьми и кружкой пива в вечернем баре, а они попа-
ли в среду, где господствовал чуждый им смысл жизни, заклю-
чающийся в стремлении к получению знаний, образования, ин-
теллектуальной деятельности. И этот смысл, которого они не
могли принять, и тот смысл, который они потеряли, создал для
них типичный кризис аутентичности с суицидальным поведением.
На фоне остановки онтогенетического личностного роста, они
особенно болезненно пережили кризис аутентичности, потому что,
вопервых находились в стенах университета, где количество
|